В субботу парламентам Пакистана предстоит избрать замену Первезу Мушаррафу. За кресло главы государства будут бороться трое: сопредседатель Пакистанской народной партии Асиф Али Зардари, которого также поддержали Народная национальная партия и Национальное движение мохаджиров, бывший судья Саид-уз-Заман Сиддик, выдвинутый Пакистанской мусульманской лигой Наваза Шарифа, и генеральный секретарь Мусульманской лиги Мушахид Хусейн, на которую ранее опирался Мушарраф.
Прозвище Зардари – «Мистер десять процентов». Именно такой откат он брал себе при заключении государственных контрактов
Согласно законам республики, президент избирается депутатами национального и региональных парламентов. Именно поэтому победа вдовца Беназир Бхутто, партия которого на прошлогодних выборах получила большинство мандатов, фактически предрешена.
Однако то, что победитель определен заранее, накала страстей не уменьшает. Отставка Мушаррафа, державшего неспокойное государство, по меткому выражению одного из его министров, «под каблуком солдатского сапога», спровоцировала новую волну террора. Сообщения об убийствах, совершенных радикальными исламистами, поступают регулярно. Самым же громким терактом последнего месяца стал взрыв на крупнейшем оборонном предприятии страны, в результате которого погибли 67 и были ранены 102 человека.
Масла в огонь подлили и Соединенные Штаты. Забыв тезис госдепартамента о том, что военные вторжения на территорию суверенных государств в 21 веке недопустимы, в минувшую среду Пентагон начал на территории Пакистана военную операцию против талибов.
Удар несколько не рассчитали, в результате чего в атакованной военными пакистанской деревне погибло более 20 мирных жителей, включая женщин и детей.
Ввиду этого МИД Пакистана заявил о недопустимости действий американских военных, подчеркнув, что пакистанская сторона оставляет за собой право на самозащиту для обеспечения безопасности своих граждан и военнослужащих.
Однако угрозу своего «союзника в борьбе с терроризмом» Вашингтон предпочел пропустить мимо ушей. В пятницу Пентагон объявил, что в ближайшие месяцы ответит на рост насилия в Афганистане новыми рейдами на территорию Пакистана. И подтвердил свои слова новым ракетным ударом по предполагаемым базам террористов в пакистанском районе Северный Вазиристан, где сосредоточены позиции талибов.
Что до выборов, на словах Вашингтон от них дистанцировался, хотя речь и идет о принципиально важном региональном союзнике. Любопытно в этой истории то, что несколько недель назад в госдепартаменте разгорелся настоящий скандал в связи с информацией о тесных контактах между послом США в ООН Залмаем Халилзадом и фаворитом предвыборной гонки Зардари. Как сообщала The New York Times, помощник Кондолизы Райс Ричард Баучер направил Халилзаду довольно резкое письмо, в котором потребовал объяснить суть его контактов с Зардари, осуществляемых без ведома госдепа.
Эксперты, впрочем, уверены, что Вашингтону совершенно безразлично, кто из трех политиков займет кресло главы государства, благо ни один из них не сможет стать вторым Мушаррафом.
«США, безусловно, заинтересованы в том, чтобы ввести свои войска на территорию Пакистана под прикрытием лозунга «борьбы с терроризмом». На мой взгляд, их интересует сохранение бесконтрольности в северных территориях страны, через которые проходит основной наркотрафик из Афганистана. Попытки Мушаррафа навести порядок в этих районах, стоили ему президентского кресла», - отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин.
В то же время, если будущий президент позволит Вашингтону ввести войска на территорию страны, Пакистан захлестнут новые политические конфликты. В этом случае политолог не исключает возможности госпереворота и, если обстоятельства будут складываться удачно, возвращения Мушаррафа к власти.
Напомним, что фаворита нынешней гонки – Зардари – считают политиком довольно либеральным. Но широкую известность он получил не из-за этого, а благодаря ряду громких коррупционных скандалов. Якобы он даже получил прозвище «Мистер десять процентов» – именно такой откат Зардари брал себе при заключении государственных контрактов в бытность его супруги – Беназир Бхутто – премьер-министром Пакистана.
Сам Зардари утверждает, что с его приходом в президентское кресло внутренняя политика государства «изменится», а отношения с соседними странами - Афганистаном, Индией, Ираном и ОАЭ – «значительно улучшатся».