Демарш Ирана, проигнорировавшего предложения шестерки международных посредников (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия), грозит закончиться громким дипломатическим скандалом.
В Тегеране говорят о «чрезмерном давлении со стороны международного сообщества
Напомним, что посредники предлагали Тегерану экономическую помощь в обмен на закрытие программы по самостоятельному обогащению урана. Однако давать официальный ответ Тегеран не спешил, при этом, если судить по неофициальным заявлениям руководства Исламской Республики, сворачивать ядерную программу режим аятолл не собирался и не собирается. В прессе уже активно циркулируют слухи о подготовке нового пакета экономических санкций против Исламской Республики.
Но при таком развитии событий Иран грозится прервать все свои контакты с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), и контролировать иранский атом будет просто некому.
К слову, в четверг замглавы МАГАТЭ Олли Хейнонен прибыл в Тегеран, дабы обсудить дальнейшее взаимодействие сторон. Визит проходит по приглашению Организации по атомной энергии ИРИ.
В центре внимания двухдневных консультаций Хейнонена с иранскими официальными лицами будет «нынешнее взаимодействие и отношения между МАГАТЭ и Ираном». Намечены переговоры с замруководителя атомного ведомства ИРИ Мохаммадом Саиди и постпредом ИРИ при МАГАТЭ Али Асгаро Солтание.
По информации ИТАР-ТАСС, на переговорах не будет затрагиваться вопрос о так называемых предполагаемых исследованиях Ирана. Речь идет о «секретной атомной деятельности» Тегерана, якобы имеющей отношение к разработке ракет, способных нести ядерный боезаряд и преодолевать плотные слои атмосферы, а также к подземным испытаниям мощных взрывных устройств.
Данной версии придерживаются, в частности, Соединенные Штаты, планирующие разместить в Восточной Европе радиолокационную станцию и ракеты-перехватчики, дабы уничтожать иранские боеголовки на подлете. Против выступает Россия, считающая третий позиционный район угрозой для собственной безопасности.
По мнению Москвы, лучший выход из ситуации – более тесное сотрудничество МАГАТЭ и Ирана. Аналогичного мнения придерживаются и в Тегеране. По крайней мере на словах. На практике последний отчет Исламской Республики по своим ядерным наработкам заметно огорчил МАГАТЭ.
Глава организации Мохаммед эль-Барадеи раскритиковал его за малую информативность, потребовав дополнительных разъяснений. Не исключено, что Олли Хейнонен прибыл в Тегеран в том числе за разъяснениями.
Идеальным вариантом стало бы предоставление экспертам исчерпывающей отчетности, что выглядит фантастически: в Тегеране говорят о «чрезмерном давлении со стороны международного сообщества» и отказываются выполнять ультимативные требования.
Что касается новых экономических санкций, ситуацию прояснил постпред России в ООН Виталий Чуркин. С его слов, в рамках «шестерки» никакого решения насчет новых санкций пока не принято. Таким образом, он опроверг заявления Госдепа США, британского Форин-офиса и МИД Франции.
Однако, если Иран продолжит упорствовать, угроза санкций станет вполне реальной. Накануне Россия весьма жестко отреагировала на попытки Исламской Республики «заболтать процесс».
Так, официальный представитель российского МИДа Андрей Нестеренко заявил, что в письме официального Ирана ответа по существу не содержится. «У «шестерки» остаются открытыми все возможные варианты действий в рамках согласованной стратегии, основанной на двухтрековом подходе. Мы будем сохранять все возможности для продолжения контактов с иранской стороной с целью прояснения ее позиции и выхода на переговорное решение», – резюмировал дипломат.