В Пакистане взорвалась политическая бомба: президент Первез Мушарраф добровольно уходит в отставку. В понедельник, обратившись к нации посредством телевидения, отставной генерал заявил следующее: «После долгих размышлений, посоветовавшись с соратниками, я принял решение подать сегодня в Национальную ассамблею заявление об отставке».
Мушарраф был светским правителем в стране, где весьма велико число исламских экстремистов
По существу, если бы генерал не ушел сам, оппозиция, контролирующая Национальную ассамблею, объявила бы ему импичмент. Сенсация состоит в том, что президент не предпринял видимых попыток удержаться: от человека, пришедшего к власти путем военного переворота, ожидали как минимум борьбы.
Мушарраф уже не раз доказывал, что способен на многое. В прошлом году, когда Верховный суд поставил под вопрос легитимность его переизбрания на президентский пост (согласно конституции Пакистана президент должен быть гражданским человеком), он разогнал ВС, заключил судей под домашний арест и ввел в стране режим ЧП. Впрочем, спорить по мелочам президент все-таки не стал и от генеральских погон отказался.
Собственно, в свержении демократически избранной власти девять лет назад, в незаконном снятии судей Верховного суда, в введении чрезвычайного положения в ноябре 2007 года и обвиняет Мушаррафа оппозиция.
Обращаясь к нации, президент напомнил, что его правление совпало с прорывами в экономике, финансовой системе и энергетике.
Как уточняет ИТАР-ТАСС, похвалил себя Мушарраф и за строительство дорог, водохранилищ, каналов, мостов, работу в области образования, здравоохранения, борьбы с бедностью, защиту прав женщин и даже за развитие демократии.
К слову, Мушарраф лукавит несильно. Имидж диктатора за ним закрепился прочно, но тот факт, что в республике были объявлены свободные выборы и президентская партия эти выборы проиграла, говорит о многом. Проигрыш парламентской кампании, как оказалось, стоил Мушаррафу и президентского кресла.
По этому поводу президент сказал лишь, что правящая коалиция выдвигает против него «фальшивые обвинения», а он в свою очередь оставляет свою судьбу в руках народа. При этом отставной генерал призвал к прекращению «политической вендетты», отметил, что последние полгода в стране свирепствует политический кризис и его отставка – способ этот кризис преодолеть.
Положение усложняется тем, что отставка президента – единственное, что объединяет оппонентов Мушаррафа в парламенте. И Мусульманская лига Пакистана экс-премьера Наваза Шарифа, и Пакистанская народная партия Асифа Али Зардари (муж Беназир Бхутто), судя по всему, действительно руководствуются личной местью. Именно правительство Шарифа свергнул в свое время Мушарраф, вынудив «неистового Омара» стать политическим эмигрантом. Именно с подачи президента против Зардари было возбуждено сразу несколько уголовных дел по обвинению в коррупции.
Показательно, что позднее эти дела были закрыты (считалось, что стороны пошли на некую сделку: со своей стороны, Зардари пообещал президенту повременить с вынесением импичмента), хотя в том, что Зардари действительно нечист на руку, уверены очень многие наблюдатели, в том числе международные.
Наконец, при всех объективных минусах Мушаррафа, он был светским правителем в стране, где весьма велико число исламских экстремистов. Он действительно сохранял в Пакистане относительную стабильность и порядок, что особенно ценно в условиях перманентной войны с талибами в приграничных с Афганистаном районах и высокого уровня террористической угрозы.
Его отставка – лишняя головная боль для Пентагона и Госдепартамента. Экс-генерал – любимый «сукин сын» Соединенных Штатов. В своем крестовом походе против исламских экстремистов они во многом опирались на Мушаррафа. Верили, что «его сильная рука» является гарантией того, что ядерный арсенал надежно охраняется. Не очень понятно, почему Вашингтон, вопреки своим традициям, вовремя не вмешался в перипетии внутренней политики Пакистана. Возможно, отвлекся на Грузию.
Любопытно, что в виде на жительство, как сообщает ИТАР-ТАСС, Штаты Мушаррафу уже отказали, назвав его возможный переезд в Америку «нежелательным». Смоленская площадь в свою очередь выразила обеспокоенность отставкой президента и напомнила, что в годы его правления отношения между Москвой и Исламабадом развивались позитивно. МИД РФ также выразил надежду, что «ситуация в Пакистане не выйдет за пределы», а благоприятные тенденции в двусторонних связях «продолжат крепнуть».
Неизвестно, смогут ли МЛП и ПНП разрешить застарелые противоречия, умерить амбиции и взять ситуацию в стране под контроль. В стране, неофициально обладающей ядерным оружием.
«Импичмент нанесет стране ущерб», – резюмировал Мушарраф.