Завершившийся в среду в Японии саммит «большой восьмерки» вызвал большой интерес в европейской и американской прессе. Особое внимание издания обратили на дебют президента России Дмитрия Медведева и особенно на его переговоры с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном.
Самый яркий
Путину приходилось повышать тон. У Медведева нет никаких причин продолжать в том же духе, ибо возрождение России признано уже всеми
Британская The Financial Times пишет, что из всех глав государств, приехавших на саммит «большой восьмерки», наибольшего внимания удостоился новый президент России Дмитрий Медведев. В тоже время издание отмечает, что, несмотря на немалое количество его заявлений и переговоров с лидерами других стран, западные наблюдатели вновь так и не смогли ответить на главный вопрос – «Who is Mr. Medvedev?»
Похожую позицию высказывает и влиятельная The Guardian. По мнению газеты, европейская часть «большой восьмерки» так и не пришла к более четкому представлению о том, как общаться с российским руководством, которое с «большим рвением проводит напористую внешнюю политику».
«Дискутируя о России, европейцы колеблются между двумя курсами – задабриванием и конфронтацией, но оба этих подхода одинаково непривлекательны. Если термин «партнерство» больше неприменим, следует руководствоваться прагматизмом», – отмечает газета, добавляя, что на встрече глав G8 Медведев продемонстрировал не меньшую жесткость и независимость, чем Владимир Путин.
И всё же именно на таких мероприятиях, считает The Times, мировые лидеры способны воспользоваться ситуацией и склонить «настороженную Россию» к «возвращению с холода». «Саммиты G8 – пожалуй, единственный форум, где лидеры могут своими высказываниями развеять существующую подозрительность», – замечает издание.
В свою очередь, итальянская La Repubblica в свете саммита говорит об отношениях между Россией и США. Обозреватель газеты уверен, что престиж и влияние американцев упали, а Россия ведет себя все более вызывающе. «Европейцы относились к русскому с уважением, осторожностью и определенным страхом, тогда как Буш был окружен лишь рассеянным вниманием, с каким относятся к лидеру-союзнику», – пишет издание.
Между тем, итальянская газета отмечает, что в Кремле решили смягчить интонацию. «Россия возвратилась и намеревается вернуть себе прежнюю роль великой державы – а для этого Путину приходилось повышать тон. Между тем, у Медведева нет никаких причин продолжать в том же духе, ибо возрождение России признано уже всеми», – резюмирует La Repubblica.
Браун в нокауте
Немало места на своих газетных полосах западная пресса уделила встрече президента России Дмитрия Медведева с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном. Причем именно британские издания безжалостно раскритиковали лидера своей страны.
Так, The Guardian сравнивает переговоры Медведева и Брауна с боксерским поединком, в котором российский президент выглядел «молодым, подтянутым, горячим и полным энергии», а британский премьер – «затравленным и неповоротливым ветераном сотен забытых схваток». «Если бы эти двое встретились на ринге, Браун был бы дисквалифицирован», – пишет газета.
По мнению издания, Браун получил взбучку не из-за разногласий по каким-то стратегическим вопросам, а из-за отказа Медведева изменить позицию России по ряду конкретных проблем, таких как экстрадиция Лугового, закрытие российских отделений Британского совета и возникшие у сотрудников ВР проблемы с визами.
А немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung констатирует, что Медведев не оправдал надежд британских экспертов, ожидавших от него более дружественного подхода к переговорам, хотя перед своей встречей с Брауном он дал западным журналистам интервью, которое содержало соответствующие намеки.
«Британские надежды на дружественные отношения с Россией на данный момент разбились. После встречи с Брауном никаких компромиссов ни по одному из открытых вопросов заметно не было», – пишет FAZ, замечая, что обе стороны назвали встречу «конструктивной» и «деловой».
«Такие выражения подразумевают, что каждый изложил свою точку зрения, но никаких успехов или уступок достигнуто не было. Таким образом, холодная дипломатическая война, которая началась после убийства в Лондоне осенью 2006 года бывшего сотрудника ФСБ Литвиненко, продолжается», – резюмирует издание.
В свою очередь, Financial Times не удивляет, что Медведев и Браун не смогли урегулировать разногласия. «Своими умиротворяющими манерами и вниманием к власти закона, он (Медведев. – Ред.) произвел впечатление человека, способного улучшить напряженные отношения России с Западом и не в последнюю очередь с Великобританией», – отмечает FT.
Однако отказ Медведева от уступок огорчил британскую газету. «Все это подрывает надежды на реальный прогресс в отношениях между Востоком и Западом. Ибо если Кремль сегодня может выкручивать руки одному государству Запада, то же самое он сможет сделать завтра и с другим», – резюмирует FT.