Вопреки ожиданиям встреча глав МИД стран ШОС в Душанбе не внесла ясности в планы организации по дальнейшему расширению. Более того, вопрос о новых членах предпочли вообще не поднимать.
Вступление в ШОС Индии без Пакистана заблокирует Китай, а такие страны, как Афганистан, вообще не нужны организации
Слухи о том, что Шанхайская организация сотрудничества созрела снять действующий последние два года мораторий на принятие новых участников, появились накануне последнего перед августовским саммитом заседания глав внешнеполитических ведомств стран ШОС. Как сообщал ИТАР-ТАСС со ссылкой на свои источники на Смоленской площади, в пятницу министры намеревались обсудить возможность открытия дверей организации для «выстроившихся в очередь».
Напомним, что в ШОС сейчас состоят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Индия, Иран, Монголия и Пакистан имеют статус наблюдателей. При этом в марте 2008 года Тегеран подал заявку на полноправное членство. Стремится в организацию и официальный Исламабад. Кроме того, ходят слухи о возможном присоединении к ШОС Туркмении.
«Если единогласно будет принято решение о возможности расширения ШОС, то стороны начнут подготовку определенного механизма по этому вопросу», – уточнил источник агентства.
Тем не менее, как заявил по итогам встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров, данный вопрос на заседании не обсуждался. Возможно, что причина этого как раз в Иране. Российские дипломаты неоднократно заявляли в кулуарах, что ту же Монголию можно принять в ШОС хоть сейчас. Однако Тегеран подавал заявку раньше, а иранские аятоллы люди обидчивые. Только вот принять Исламскую Республику в ШОС означает взвалить на себя лишние проблемы: статус страны-изгоя за Ираном закрепился надежно.
«Когда вы строите такую организацию, как ШОС, которая, в частности, обладает некими параметрами коллективной безопасности, включать туда кого-то с проблемами, как у Ирана, опасно», – пояснил в беседе с газетой ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Общеизвестно, что у Монголии нет никаких конфликтов с соседями и она не предоставляет ни для кого угрозы. Совсем другое дело – Иран, имеющий жесткий неурегулированный конфликт с международным сообществом и грозящий уничтожением Израилю.
«Говорить о включении этого партнера в ШОС было бы, мягко говоря, бессмысленно. Ситуация в Пакистане также не дает оснований для оптимизма», – добавил эксперт.
Собственно, включать в ШОС больше и некого – вступление Индии без Пакистана заблокирует Китай, а такие страны, как Афганистан, вообще не нужны организации. «Поэтому вопрос о расширении ШОС является лишь теоретическим», – заключил Сатановский.
То, что организация пока не готова даже обсуждать перспективы Ирана, в пятницу подтвердил и Сергей Лавров. «У Ирана не может быть статуса ассоциированного члена, поскольку такого статуса в ШОС не существует. Есть статус наблюдателя, и Иран является наблюдателем при Шанхайской организации сотрудничества», – отметил он.
Тем не менее, оставив мораторий на расширение в силе, главы МИД предусмотрели для государств возможность обширного сотрудничества, договорившись создать специальный механизм диалога с любыми заинтересованными в этом странами.
«Согласовано положение о партнерстве по диалогу, и после его одобрения на саммите ШОС 28 августа все заинтересованные страны смогут найти формат взаимодействия с ШОС», – резюмировал Лавров.