В отношениях между Грузией и Абхазией возможны перемены, если стороны примут план урегулирования конфликта, разработанный Берлином. Эту стратегию подробно изложит министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который прибывает в Грузию в четверг.
Эти предложения фрау Меркель во многом дублируют прежние инициативы президента Грузии Михаила Саакашвили
В отличие от других членов ЕС, которых также сильно беспокоит нестабильная обстановка в регионе, о чем говорит череда визитов в непризнанные республики ряда европейских представителей и политиков (за последние два месяца Абхазию посетили послы 15 стран еврозоны, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер, а также делегация немецкого бундестага), Германия нашла свой вариант примирения сторон.
Как рассказал РИА «Новости» представитель Департамента информации МИД Грузии, господин Штайнмайер в рамках своего двухдневного визита, который начинается в четверг, как раз обсудит с грузинским руководством план урегулирования грузино-абхазского конфликта.
В немецкой прессе эта тема обсуждалась еще на прошлой неделе, когда газета Frankfurter Allgemeine рассказала о плане бундесканцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Эти предложения фрау Меркель во многом дублируют прежние инициативы президента Грузии Михаила Саакашвили. По информации прессы, Берлин разработал трехэтапную стратегию. Первым шагом станет «восстановление доверия» между Тбилиси и Сухуми, после чего последует договор о неприменении силы и возвращение грузинских беженцев в места своего постоянного проживания в Абхазии.
Следующий этап – начало восстановительных работ на немецкие деньги и стран-доноров. А третий, самый сложный, – определение политического статуса Абхазии. В Сухуми хочет быть независимым от Грузии, а Тбилиси согласен только на самую широкую автономию Абхазии в составе Грузии. Михаил Саакашвили несколько раз предлагал непризнанным республикам статус автономии, а самим лидерам этих районов получить в грузинском правительстве посты вице-премьеров. Ни Сухуми, ни Цхинвали эти предложения не поддержали.
Франк-Вальтер Штайнмайер встретится с Михаилом Саакашвили, председателем парламента Давидом Бакрадзе и своей коллегой Екатериной Ткешелашвили, которая по этому случаю сократила визит во Францию, чтобы вернуться обратно в Грузию. Затем глава немецкой дипломатии посетит Сухуми.
Для Германии очень важно урегулирование этого конфликта по той причине, что Ангела Меркель не хочет портить отношения с Москвой, намерена оставаться лояльной Вашингтону и вставать поперек НАТО, которое проводит жесткую политику в вопросе своего расширения за счет бывших советских республик – Грузии и Украины.
Германия, наряду с Францией, была главным противником предоставления Тбилиси и Киеву Плана действий по членству в НАТО на последнем саммите блока в Бухаресте.
Если украинцам намекали на проведение общенародного референдума по вопросу вступления страны в НАТО, то Грузии указали на существующие неурегулированные региональные конфликты.
В любом случае, как бы ни развивалась ситуация, должно учитываться мнение Москвы. В зонах замороженных конфликтов находятся российские миротворцы. Также Владимир Путин в апреле этого года, будучи в ранге президента, поручил правительству разработать меры по оказанию предметной помощи населению Абхазии и Южной Осетии. Еще раньше Москва вышла из режима экономических санкций в отношении Абхазии.
Однако сейчас все больше поступает сигналов о том, что последствия распоряжений Путина в непризнанных республиках не видят. Это означает, что в Москве заняли выжидательную позицию и соответствующее распоряжение правительства, которое сейчас возглавляет Владимир Путин, появится тогда, когда это сочтут необходимым.
Тбилиси отреагировал на шаги России очень негативно, но в Москве не исключали, что если Грузия вступит в НАТО, то возможен вариант, при котором Россия признает независимость Абхазии и Южной Осетии.