Политика

27 июня 2008, 15:21

Исламисты угрожают России развалом

Фото: ИТАР-ТАСС

Глава Исламского комитета Гейдар Джемаль уверен, что все нарушения прав человека, которые имеют место быть в России, в первую очередь относятся к мусульманам. Ввиду этого российских исламистов необходимо интегрировать в политику, предоставить им доступ к СМИ, а исламским регионам – «свободные выборы». Неисполнение этих требований, уверен Джемаль, ведет к развалу России. Однако большинство экспертов в угрозы Джемаля не верит.

Во вторник председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль дал пресс-конференцию, в рамках которой озвучил «пять требований российских мусульман к действующей власти». Неисполнение этих требований, по мысли Джемаля, подорвет межконфессиональный и межэтнический мир, что, в конечном счете, поставит под угрозу – ни много, ни мало – целостность российского государства.

Тот ислам, который имеет в виду Джемаль, противоречит традициям и обычаям, которые есть у реальных российских мусульман

Присутствовавшие на пресс-конференции журналисты, не сговариваясь, окрестили эти тезисы «пятью ультиматумами». По тону на ультиматумы они, действительно, похожи. Неясно только – от чьего имени Джемаль их озвучивает.

Требования Джемаля сводятся к следующему. Первое – возобновление участия мусульманской общины в политике. Второе – доступ мусульман к СМИ. Третье – «свободные выборы» в регионах с преимущественно исламским населением. Четвертое – пересмотр уголовных и административных дел, «сфабрикованных» против мусульман. Пятое – отмена решений о признании ряда книг, содержащих тексты богословского характера, экстремистскими.

Если же власть данные требования проигнорирует, предупреждает Джемаль, «возможен взрыв». В первую очередь взорвется Ингушетия (на пресс-конференции, к слову, присутствовали два представителя местной оппозиции), а за ней в целом Северный Кавказ – регион, где «продолжаются похищения людей и внесудебные расправы». «А вокруг сидят жирные коты, которые только и ждут, чтобы ситуация дошла до критической точки, чтобы извлечь из нее свою выгоду», – обрисовал ситуацию Джемаль.

Под «возобновлением участия мусульманской общины в политической жизни» Джемаль понимает создание и поддержку не конфессиональных партий, но «политических организаций», которые «ставят перед собой задачи, учитывающие вовлечение мусульман в политику и интеграцию их в общественную и государственную жизнь России».

При этом исламский идеолог напомнил, что ранее исламские политические движения в Госдуме представлены были. Сейчас их там нет, но, как утверждает Джемаль, мусульмане РФ по-прежнему желают оказывать влияние на формирование как внутренней, так и внешней политики Москвы, быть мостом между Россией и внешним исламским миром. И в любом случае – нести конструктив.

«Доступ к СМИ» включает в себя, к примеру, телепоказы торжеств в честь мусульманских праздников и, что гораздо важнее, предоставление исламским деятелям некой информплощадки, где они могли бы озвучивать свою оценку политических и социальных тенденций в стране.

Наиболее неоднозначным выглядит третий ультиматум. Согласно его букве, свободных выборов в российских регионах нет вообще (хотя республиканские парламенты и мэры городов избираются именно населением). Джемаль, впрочем, пояснил, что выборы мэра в Рязани «более свободны», чем в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Дагестане, Чечне или Татарстане.

Если же говорить именно о прямых выборах глав субъектов федерации, не очень понятно, почему исключение должно быть сделано именно для мусульманских регионов. В этой связи Джемаль прокомментировал и высказывание татарстанского президента Минтимера Шаймиева (который, к слову, говорил обо всех регионах вообще). В трактовке исламиста предложение Шаймиева говорит о его желании вернуть себе роль лидера «региональных баронов» и свидетельствует о развивающемся кризисе федеральной власти.

Что до пересмотра ряда приговоров, речь идет прежде всего о делах, возбужденных на Северном Кавказе в рамках борьбы с религиозным терроризмом и «против тех, чье преступление состоит подчас лишь в следовании предписаниям Корана о молитве и внешнем виде».

«Последние пересмотры громких дел не-мусульман, того же Квачкова, резко повышают ожидания других. Несомненно, за преследованиями мусульман стоят интересы определенных групп, близких к власти и находящихся внутри нее», – добавил он, пояснив, что под «определенными группами» понимать стоит в первую очередь силовиков.

Наконец, в качестве примера к пятому ультиматуму Джемаль привел запрет на издание «Завещания» аятоллы Рухоллы Хомейни. Пример стоит признать удачным – большинство экспертов инициативу следователей по признанию «Завещания» экстремистской литературой оценивают весьма негативно. Со своей стороны, Джемаль напомнил о практике, принятой в средневековой Испании и в Третьем Рейхе.

Ввиду всего вышеизложенного, Исламский комитет намерен сформулировать свои требования как открытое письмо «к власти» и одновременно начать кампанию по сбору подписей в поддержку своих ультиматумов.

«Мы надеемся, что власть, озабоченная судьбами народов России, услышит наше обращенное к ней воззвание, примет его во внимание, пойдет навстречу мусульманам. Чтобы помочь власти в деле либерализации, мы как граждане страны, желающие ей стабильности, предпримем все шаги, чтобы мобилизовать мусульманское общественное мнение в поддержку действий правительства», – резюмировал идеолог.

Большинство опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов с Джемалем не согласны. «Дело в том, что Джемаль такие вещи говорит всегда, – напомнил член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. «Это его любимый конек, любимая тема, что мусульман угнетают, и вообще – всё очень плохо в России с исламом. Я считаю, что он несколько преувеличивает. Да, много проблем, но это не критично», – сказал политолог корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.

При этом Малашенко признает, что «запреты книг – это, конечно, идиотская вещь», но подчеркивает, что никакой государственной политики относительно ислама нет, тема отношений с мусульманами отошла на второй план. «Хотя и имеет место быть некоторое ухудшение отношений между исламом и РПЦ в связи с введением основ православной культуры, но взаимодействие религий вообще дело непростое», – сказал эксперт.

Что до вопроса «непрозрачности выборов в северокавказских республиках», по мнению Малашенко, «это вообще никакого отношения к исламу не имеет, играет роль общая незрелость политических властей в регионах страны».

Несколько иное мнение у руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко. «Можно считать, что Джемаль говорит от лица мусульман хотя бы потому, что он является, наверное, самым активным исламским общественным деятелем», – полагает эксперт.

«Что касается преследований, то в России действительно происходят вопиющие вещи. В списке запрещенных книг много важных мусульманских религиозных произведений, которые были запрещены ничего не понимающими в этом людьми по непонятным и надуманным причинам. Видимо, некоторые из этих людей понимают свою задачу как борьбу с исламом. Если это не провокация в целях поссорить Россию с мусульманским миром, то это просто тупость. И то, и другое должно быть наказано», – подчеркнул Шевченко в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.

С тем, что Джемаль может выступать от имени мусульман, категорически не согласен главный редактор журнала «Профиль» Михаил Леонтьев. «Это умнейший человек. Но мне непонятно, от лица кого он говорит, скорее всего, только от своего лица, – сказал он корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. – Я не знаю других мусульман, которые с точки зрения мировоззрения, философии стояли бы рядом с Джемалем. Он такой один».

Леонтьев уверен, что в отношении мусульман России «никакой дискриминации уж точно нет». «Есть антиисламские настроения, есть, наоборот, исламистские – от этого никак не уйти. Но провозглашать какие-либо декларации в этом отношении я считаю неуместным. Кроме того, тот ислам, который имеет в виду Джемаль, очень сильно противоречит традициям и обычаям, которые есть у реальных российских мусульман», – подчеркнул главред «Профиля».

Впрочем, кое в чем Леонтьев с Джемалем всё-таки согласен – это касается списков запрещенных книг. «Это кретинизм и маразм, и это не имеет никакого отношения ни к исламу, ни к православию. Это не политика, это просто глупость», – резюмировал он.

Текст: Дмитрий Бавырин,
Роман Федосеев

Вам может быть интересно

Завершен итоговый отчет по катастрофе Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

США предложили G7 компенсировать расходы на Украину с помощью активов России

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

Telegraph узнала о «подробном плане» Трампа по завершению конфликта на Украине

Экс-президент США Дональд Трамп якобы разработал подробный план по мирному урегулированию украинского конфликта, но «не будет раскрывать его до выборов», сообщил источник.

Боррель назвал условие капитуляции Украины

Отсутствие западных поставок вооружения Киеву заставит Украину капитулировать в течение двух недель, заявил глава дипломатической службы Евросоюза Жозеп Боррель.

Российская ПВО сбила ракеты ATACMS над Крымом

Средствами ПВО сбиты четыре оперативно-тактические ракеты ATACMS над Крымом, сообщило Минобороны России.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Украина захотела получить от США дроны MQ-9 Reaper

За последние месяцы «в списке пожеланий» Украины на первое место вышли разведывательные дроны MQ-9 Reaper, но США не хотят передавать эти беспилотники Киеву, сообщают СМИ.

Российские военные нанесли удар по складу с БПЛА и позициям ВСУ в Харькове

ВС России нанесли удар по складу с беспилотниками и месту дислокации украинских военных в районе метро «Основа» в Харькове, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины

Арестованный в США россиянин Александр Винник заключил с американской прокуратурой сделку о признании вины по делу о создании биржи криптовалют BTC-e, сообщил его адвокат Аркадий Бух.

В Ирландии частично оправдали водителя после атаки на посольство России

Жюри присяжных Окружного уголовного суда Дублина единогласно оправдало по обвинению в опасном вождении Дезмонда Уизли, который протаранил грузовиком ворота посольства России, сообщили СМИ.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?