По итогам переговоров в среду, прошедших в Токио, Китай и Япония подписали по-настоящему исторический документ. Председатель КНР Ху Цзиньтао и премьер Японии Ясуо Фукуда поставили свои автографы под соглашением, в общих чертах определяющим будущие отношения двух держав, передает ИТАР-ТАСС.
Неизвестный реваншист прислал премьеру по почте собственный отрубленный палец
Соглашение это стало, по оценке японского МИДа, четвертым по важности совместным документом после возобновления дипломатических отношений в 1972 году. При этом стороны подтвердили готовность следовать всем положениям ранее принятых деклараций, включая заключенный в ноябре 1998 года Договор о мире и дружбе.
«Японо-китайские отношения являются одними из важнейших для каждой из двух стран, оказывающих огромное влияние на мир, стабильность и развитие Азиатско-Тихоокеанского региона и всего мира в целом», – указывается в совместном документе.
И Ху, и Фукуда согласились, что «в долгосрочной перспективе сотрудничество, мир и дружба являются для Японии и Китая единственным выбором». Стороны также заявили о готовности усилить взаимовыгодное сотрудничество в различных сферах, включая энергетику и вопросы безопасности.
Китай особо отметил тот факт, что «Япония в течение 60 послевоенных лет твердо сохраняла свой статус мирного государства и содействовала тем самым укреплению глобального мира и стабильности».
В резюме товарищ Ху Цзиньтао и японский премьер подтвердили, что теперь будут обмениваться визитами на высшем уровне не реже одного раза в год. Что до вопросов безопасности, совещания по ним будут носить регулярный характер.
«Историческим» соглашение было названо еще и потому, что подписано оно было по итогам первого государственного визита Ху Цзиньтао в Японию. А визит этот стал первый приездом китайского руководителя в Страну восходящего солнца начиная с 1998 года. В последние годы двухсторонние отношения двух стран находились в состоянии перманентного кризиса.
В 1998 году тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь подверг жесткой критике руководство Японии за то, что оно не готово признать ошибки в военном прошлом страны, чем вызвал бурю недовольства у политиков Страны восходящего солнца.
Контакты Пекина и Токио с 2001 по 2006 год были фактически заморожены. Тогда японским правительством руководил Дзюнъитиро Коидзуми, неоднократно посещавший храм Ясукуни, посвященный японским солдатам, погибшим во Второй Мировой войне. Проблема в том, что многие из этих солдат были осуждены за военные преступления. В том числе на территории Китая.
В Китае и Южной Корее не без оснований считают, что храм Якусуни в принципе прославляет милитаристское прошлое Японии. Ясуо Фукуда, в свою очередь, пообещал не посещать Ясукуни, пока руководит кабинетом, и призвал японцев более трезво оценивать свое прошлое.
Аналогичное решение в свое время принял и предшественник Фукуды – Синдзо Абэ – которому заигрывания Коидзуми с милитаристами были не близки эстетически. В итоге разразился скандал: неизвестный реваншист прислал премьеру по почте собственный отрубленный палец.
Однако, по мнению наблюдателей, потепление в японско-китайских отношениях связано не только с дружелюбным поведением Фукуды, но и с расширением экономического взаимодействия. Китай уже сместил США с первой строчки в списке главных торговых партнеров Японии: в прошлом году объем двусторонней торговли между соседями увеличился на 12% и достиг 236,6 млрд долларов.
Кстати, по окончании встречи с товарищем Ху Фукуда подчеркнул, что достигнута договоренность о совместной работе над разрешением спора по поводу газовых месторождений в Восточно-Китайском море.
«Мы согласились с тем, что есть перспективное решение давней проблемы ресурсов Восточно-Китайского моря, и Япония и Китай провели плодотворные дискуссии и добились существенного прогресса», – цитирует BBC слова японского премьера, сказанные им на совместной пресс-конференции.
Кроме того, на переговорах не обошлось и без упоминания насущной китайской проблемы – борьбы за независимость Тибета.
Ясуо Фукуда отметил контакты между представителями далай-ламы и китайских властей и расценил их как первый шаг к возобновлению серьезных переговоров. В то же время он выступил за «улучшение ситуации путем продолжения переговоров и снятия озабоченностей международного сообщества».
В свою очередь, Ху Цзиньтао отметил необходимость создания соответствующих условий для возобновления такого диалога. «Для создания условий в целях продолжения диалога на следующем этапе далай-лама должен прекратить деятельность по расколу отечества, организации беспорядков и срыву летних Олимпийских игр в Пекине», – резюмировал он.