В понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился со своим японским коллегой Масахико Комурой. Вопросов для обсуждения накопилось предостаточно. Это и намеченный на конец апреля визит японского премьера Ясуо Фукуды в Россию, и поездка Дмитрия Медведева на саммит G8.
Москва призывает создать коллективную систему ПРО, которая бы объединяла США, Европу, Россию и Японию
Впрочем, согласно уже сложившейся традиции российско-японских переговоров, темой дня вновь стал вопрос о принадлежности Курильских островов, на которые претендует Токио. Москва подтверждает, что декларация от 1956 года, согласно которой два острова перейдут под юрисдикцию Токио после подписания мирного договора между странами, по-прежнему в силе. Проблема в том, что Япония претендует на все четыре острова – Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан.
Как заявил после переговоров Сергей Лавров, Россия и Япония договорились продолжать диалог в поисках мирного договора на основе существующих договоренностей.
«Мы договорились и дальше продолжать серьезный диалог по проблеме мирного договора на основе имеющихся договоренностей с целью поиска решения этого вопроса», – цитирует российского министра ИТАР-ТАСС.
Лавров добавил, что отдельная российско-японская встреча на высшем уровне пройдет во время предстоящего саммита «Восьмерки» на Хоккайдо. «На полях саммита запланирована встреча Дмитрия Медведева с премьер-министром Японии, – сказал он. – Мы исходим из того, что она придаст новый импульс развитию двусторонних отношений по пути созидательного партнерства».
Япония в свою очередь предупреждает, что в ходе саммита G8, который пройдет в июле на острове Хоккайдо, рассчитывает поднять и территориальный вопрос, осложняющий ее отношения с Россией. Об этом заявил в понедельник депутат парламента от правящей Либерально-демократической партии Японии Сеоити Накагава на встрече с российскими журналистами, прибывшими в Страну восходящего солнца для ознакомления с ходом подготовки саммита.
«Единственная тема, которая вызывает напряжение в японо-российских отношениях, – территориальная проблема. Я считаю, что на встрече президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Ясио Фукуды эта тема должна обсуждаться с тем, чтобы достичь определенного результата», – сказал Накагава.
Он также отметил, что в настоящее время «японо-российские отношения находятся на хорошем, высоком уровне и поэтому в решении территориальной проблемы японская сторона не хочет прибегать к крутым авторитарным мерам и считает необходимым попытаться решить ее на основе диалога и переговоров».
При этом Накагава подтвердил позицию Токио, что «территориальная проблема» будет считаться решенной только в случае возвращения Японии всех четырех островов Южно-Курильской гряды.
Еще одной проблемой, которую затронули министры, стала международная безопасность. Сейчас Соединенные Штаты лелеют идею о создании баз своей противоракетной обороны в разных точках планеты. В этой связи глава японского МИД счел нужным заявить, что сотрудничество его страны с Вашингтоном в этой сфере не направлено против России.
«Сотрудничество с Соединенными Штатами по вопросам противоракетной обороны является вынужденной мерой для Японии в связи с северокорейскими ядерными испытаниями», – пояснил министр.
Комура добавил, что Токио привык учитывать позиции заинтересованных сторон при принятии решений. «Когда Япония принимает любое решение, она всегда учитывает интересы соседних стран», – подчеркнул он.
Похоже, что аргументы японцев действительно убедили Россию в том, что интересы Москвы будут учтены. По словам Лаврова, Россия приняла «разъяснения японской стороны о том, что она не намерена использовать создающуюся совместно с США систему ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе в ущерб интересам России».
Он заявил, что Россия понимает «архитектуру национальной американской глобальной системы ПРО, которая сейчас создается, и в этой сфере важно откровенно и честно разговаривать».
В свою очередь Москва призывает создать коллективную систему ПРО, которая бы объединяла США, Европу, Россию и Японию.
«Мы по-прежнему считаем, что наилучшим способом отслеживания и нейтрализации угроз ракетного распространения является создание подлинно коллективной системы, в пользу чего высказывался президент РФ Владимир Путин, системы, которая бы объединяла США, Европу, Россию и Японию и все заинтересованные страны», – подчеркнул Лавров.
Взаимопонимание министров по вопросу американской ПРО стало логичным продолжением устных договоренностей , достигнутых на прошлой неделе между начальником Генштаба ВС России Юрием Балуевским и начальником Объединенного штаба Сил самообороны Японии Такиси Сайто.
Москва и Токио выступили против развертывания ударных элементов противоракетной обороны (ПРО) США в космосе. Такое единение сторон стало настоящей сенсацией, так как тесное и планомерное сотрудничество Вашингтона и Токио в военной сфере общеизвестно.