Скандал начался на прошлой неделе, когда власти Белоруссии возмутились ограничениями, установленными правительством США в отношении концерна «Белнефтехим».
Как показывают последние комментарии Госдепа, по уровню адекватности реакций конфликтующие государства вполне сопоставимы
Обидевшись за дискриминационные меры, примененные к белорусской госкорпорации, Минск отозвал «для консультаций» своего посла в Вашингтоне и порекомендовал послу США в Белоруссии Карен Стюарт отправиться в свою столицу – посоветоваться с начальством.
Затем последовал обмен нотами и демаршами, в ходе которого обе стороны вволю поприпоминали друг другу взаимные обиды. Посол Стюарт всё это время упорно оставалась в Минске, несмотря на явно выраженные пожелания МИДа Белоруссии.
Хотя президент Лукашенко обещал ей еще в декабре прошлого года, что «она будет вышвырнута первой». «Ходит по оппозиционным тусовкам и заявляет о возможности введения экономических санкций в отношении Беларуси, подогревая ситуацию», – негодовал «Батька».
На просьбы МИДа мадам посол не отреагировала, но в среду уехала . Правда, по ее заверению, она не была отозвана для консультаций в Вашингтон, а просто сама решила «на пару дней» выехать из Белоруссии «куда-нибудь недалеко».
Так или иначе, послы отбыли, обе стороны считают себя в своем праве, и никто не намерен уступать. Американцы отказываются («с сожалением») от переговоров, пока не будет освобожден «политзаключенный Александр Козулин». Белорусы надеются, что США изменят свой подход. Ситуация накаляется.
И возникает вопрос: как быть России? Пока российские официальные органы хранят молчание. Однако не факт, что отмалчиваться получится долго.
В конце концов, Белоруссия не только наш ближайший сосед, но и партнер по «Союзному государству». И Российская Федерация не может оставить без внимания кризис в отношениях Республики Беларусь и Соединенных Штатов Америки.
А что сможет предпринять Россия, если таки придется вмешиваться? Поддержать США она точно не имеет ни желания, ни возможности. Как-то странно будет выступить против ближайшего союзника на стороне своего главного геополитического соперника.
Но и встать однозначно на сторону Белоруссии вряд ли получится. Вовсе не потому, что нам не нужна напряженность в отношениях с США: она уже есть, и никакой Лукашенко ничего по существу не изменит. Причины серьезнее.
Во-первых потому, что история с Белнефтехимом явственно попахивает коррупцией. А вот уж чего Российской Федерации не требуется, так это репутации покровителя коррупционеров в соседних государствах.
А в главных – потому, что однозначно поддерживать Лукашенко – себе дороже. Белорусский лидер в любой момент может повернуть в другую сторону, оставив союзника в глупом положении. Скажем, обратиться за посредничеством к ЕС, а Россию обвинит во вмешательстве в свои внутренние дела.
Россия может попытаться выступить посредником между сторонами. Но и тут появляется риск получения синяков и шишек и от тех, и от других. Тем более, как показывают последние комментарии Госдепа, по уровню адекватности реакций конфликтующие государства вполне сопоставимы.
Что же остается? Продолжать отмалчиваться? Речь, разумеется, о публичной реакции – кулуарно дипломаты просто обязаны прилагать все усилия, что показать участникам: без России не обойтись. А вот демонстративное публичное молчание РФ могло бы образумить пыл спорящих…
Вот только вряд ли этих спорщиков может образумить хоть что-то. Чтобы вернуться в разум, надо, чтобы разум изначально был.