Похороны Патаркацишвили вылились в политическое и общественное явление. Властям Грузии не удалось убедить свой народ в том, что Патаркацишвили был их врагом и готовил антигосударственный заговор.
Власти виноваты в его смерти, он не выдержал потока неблагодарности, не выдержал предательства
Выстроившись в многокилометровую очередь, соболезновавшие вспоминали, как Патаркацишвили щедро финансировал спортсменов или певцов, жертвовал на лечение детей, больных лейкемией. Чувствуя умонастроения граждан, власти были вынуждены отдать почести гонимому олигарху.
Появление на панихиде мэра Тбилиси Георгия (Гиги) Угулавы было встречено неодобрительным рокотом рядовых тбилисцев, собравшихся вблизи Аркадии. Патаркацишвили возводил на горе Мтацминда в Тбилиси красивейший парк, но городские власти из-за известных политических событий минувшей осени отобрали у него это право. Затем был наложен арест и на другую собственность олигарха, в том числе популярный среди грузин «Стандарт-банк».
Общество склоняется к тому, что если Патаркацишвили и умер естественной смертью, то именно потому, что его сердце не выдержало инсинуаций. «Власти виноваты в его смерти, он не выдержал потока неблагодарности, не выдержал предательства», – сказала пятикратная чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили.
«Бадри останется в истории Грузии как добрый и бескорыстный человек», – заявил бывший президент Эдуард Шеварднадзе, который предоставил олигарху гражданство Грузии после того, как Россия объявила Патаркацишвили в розыск по подозрению в мошенничестве.
«Он в Грузии денег не зарабатывал, он приехал сюда богатым из России, он никому не отказывал в помощи. Он любил Грузию и имел щедрое сердце», – подытожил Шеварнадзе.
В Тбилиси на церемонию похорон изначально ожидали президента Израиля Шимона Переса, который хорошо знал бизнесмена, но тот не прилетел. Рвался в Тбилиси и ближайший друг Бадри – проживающий в Лондоне предприниматель Борис Березовский, к которому у российской прокуратуры еще больше претензий.
Однако оперативно визу Березовскому не предоставили. Он обратился к президенту Грузии Михаилу Саакашвили. «Возможно получить визу, если Саакашвили распорядится, чтобы меня впустили», – пояснил беглый олигарх грузинским журналистам.
Березовский также отметил, что, когда он в последний раз приезжал в Грузию, приглашавший его Патаркацишвили согласовывал этот вопрос с Саакашвили. «Я хочу быть на похоронах моего самого близкого друга», – сказал Борис Березовский.
Отвечая на вопрос о том, что будет, если в случае его прибытия в Тбилиси Москва потребует от Грузии экстрадиции, Березовский сказал, что считает себя политическим изгнанником по Женевской конвенции.
«Если Грузия демократическая страна, то должна соблюдать Женевскую конвенцию», – заявил он. Но в дело, судя по всему, вмешалась политика. Как и в случае с бывшим охранником Патаркацишвили, а ныне депутатом Госдумы Андреем Луговым.
По данным грузинских СМИ, тот опасался, что правительство Грузии выдаст его Лондону, поскольку Луговой был объявлен в международный розыск Великобританией.
«Надежда не умерла», – говорят пришедшие к Аркадии тбилисцы. «Надежда» – так переводится название телеканала «Имеди», учрежденного олигархом в 2003 году.
Из-за редакционной политики канала власти изначально и рассорились с Патаркацишвили. Теперь «Имеди» будут управлять вдова и две дочери олигарха.
Только «Имеди» снимает в Аркадии. Канал, прервавший вещание в декабре, вскоре планирует вернуться в эфир.
Вот подносят венок от Ираклия Окруашвили. Еще один грузинский оппозиционер – изгнанник, а в недавнем прошлом союзник, соратник и главный «ястреб» президента Саакашвили – ожидает решения своей участи в Париже, где просит убежища.
Именно Окруашвили первым в сентябре прошлого года заявил, что Саакашвили намеревался устранить Патаркацишвили. После этих разоблачений и начались оппозиционные выступления в Грузии, к которым примкнул Патаркацишвили.