Совет безопасности России подготовил для утверждения президентом Дмитрием Медведевым проект «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года». По словам секретаря Совбеза Николая Патрушева, документ уже прошел обсуждение во всех федеральных округах и его концептуальный замысел был одобрен главой российского государства. Теперь стратегию должны утвердить на расширенном заседании Совбеза с участием президента 20 февраля 2009 года.
Для защиты национальных интересов России Совбез предлагает проводить прагматичную внешнюю политику, исключающую новую гонку вооружений
Судя по проекту документа, Вашингтон остается основным конкурентом Москвы на международной арене. «Угрозой военной безопасности является политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на получение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, формировании глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации космоса», – отмечается в документе.
Поэтому России необходимо предпринять все усилия «по поддержанию паритета с США в области стратегических наступательных вооружений в условиях развертывания США глобальной системы ПРО и реализации концепции глобального удара».
Не менее сложные отношения остаются у Москвы с Североатлантическим альянсом, который, по мнению разработчиков стратегии, не смог создать действенную архитектуру безопасности в Евроатлантическом регионе.
«Определяющим фактором в отношениях с НАТО останутся неприемлемые для России планы продвижения военной инфраструктуры альянса к российским границам и попытки придания ему глобальных функций, идущие вразрез с нормами международного права», – указывается в концепции.
В то же время авторы отмечают, что для защиты своих национальных интересов Россия будет проводить «прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе новую гонку вооружений».
При этом особое внимание уделяется перспективам потепления российско-американских отношений в связи с приходом в январе 2009 года новой администрации избранного президента Барака Обамы.
«Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного стратегического партнерства с США на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом», – приводит «Коммерсантъ» текст документа.
Между тем авторы стратегии предполагают, что в долгосрочной перспективе в мире обострится борьба за контроль над энергетическими ресурсами. Особенно заметная борьба за доступ к источникам энергоресурсов ожидается на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Не исключаются также и военные конфликты на этой почве, считают авторы документа.
«Не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы – может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ РФ и границ ее союзников, возрастет риск увеличения числа государств – обладателей ядерного оружия», – подчеркивается в документе.
Что же касается стратегических союзников, то Россия рассчитывает как на поддержку в постсоветском пространстве, так и на партнеров в дальнем зарубежье. Планируется активизация в таких политических форматах, как «группа восьми», «группа двадцати», РИК (Россия, Индия, Китай) и БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
При этом важнейшим направлением внешней политики названы отношения со странами – членами СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. Причем последняя организация, военную составляющую которой было решено усиливать на сентябрьском саммите в Москве, рассматривается в качестве «главного инструмента, призванного противостоять вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера».
Однако, несмотря на наличие союзников, авторы стратегии все же предлагают полагаться на собственные силы в вопросе безопасности. Так, до 2020 года военные должны получить «достаточный объем финансовых, материальных и иных ресурсов», чтобы перейти к новому облику армии с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет наращивания количества частей постоянной готовности и совершенствования оперативной и боевой подготовки.