Президент США Джордж Буш в очередной раз напомнил миру об иранской угрозе. Кроме того, хозяин Белого дома попросил союзников Соединенных Штатов помочь сдержать эту угрозу, «пока еще не поздно».
Страна, которая в состоянии обогащать уран для мирных целей, может делать это и для военных
С такими заявлениями американский лидер выступил в городе Абу-Даби, куда прилетел в воскресенье. Это последняя остановка в его ближневосточном турне, в рамках которого он посетил страны Ближнего Востока и Персидского залива.
Выступая в Эмиратском центре стратегических исследований, он напрямую обратился к иранцам, которые богаты «культурой и талантами». «Вы имеете право на правительство, которое будет прислушиваться к вашим чаяниям, уважать ваши таланты и позволит вам строить лучшую жизнь для своих близких», – цитирует Буша BBC.
При этом он назвал Тегеран «ведущим мировым спонсором террора», так как он снабжает оружием и деньгами несколько военизированных группировок: «Хезболлах», талибов и боевиков-шиитов в Ираке. Также Буш снова обвинил Иран в том, что тот не подчиняется требованиям ООН раскрыть подробности своей ядерной программы, что дестабилизирует весь регион.
Заявления американского президента Тегеран не оставил без ответа. Официальный представитель МИД Ирана Мохаммад Али Хоссейни сказал, что Бушу не удастся заставить страны региона проводить политику изоляции в отношении Ирана. «Одной из заявленных целей поездки Буша по Ближнему Востоку была изоляция Ирана в регионе. Президент США уже на протяжении 7 лет своего президентского срока проводит такую политику», – заявил дипломат.
Мохаммад Али Хоссейни отметил, что эти попытки безрезультатны, так как «страны региона выработали адекватный подход к такому политическому курсу США». Он добавил, что Тегеран расширяет сотрудничество с этими странами, и попытки американской администрации изолировать Иран останутся «бесплодными».
В середине прошлой недели, навещая Израиль – главного союзника Штатов в регионе, Буш уже напоминал об иранской угрозе.
На совместной пресс-конференции с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом Джордж Буш заявил тогда, что Иран представляет опасность на Ближнем Востоке. «Они стремятся производить ядерное оружие. Это крайне опасно. Страна, которая в состоянии обогащать уран для мирных целей, может делать это и для военных. Мы продолжим делать всё от нас зависящее, чтобы предотвратить эту опасность», – заявил господин Буш.
Американский лидер признает, что на данный момент военная ядерная программа Ирана заморожена (об этом свидетельствует обнародованный в конце прошлого года доклад американских спецслужб), но вернуться к ней Тегеран может в любой момент.
Параллельно между Вашингтоном и Тегераном разгорелся громкий конфликт из-за инцидента в Ормузском проливе. Иранские военные катера пересеклись с кораблями ВМС США.
Первыми о конфликте сообщили Штаты. Иран был обвинен в агрессии, которая могла привести к боевому столкновению. В подтверждении своих слов Пентагон предъявил видеозапись, на которой запечатлены катера Корпуса стражей исламской революции. На пленку был наложен звук с переданными угрозами в адрес трех американских кораблей.
Через несколько дней Иран тоже обнародовал видеозапись с собственной версией произошедшего без каких-либо признаков угрожающего поведения иранских катеров.
Что касается ядерной программы Тегерана, то в качестве регулятора Иран официально признает лишь Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Об этом заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад на встрече с гендиректором МАГАТЭ Мухаммедом аль-Барадеи (он посетил Тегеран в конце прошлой недели).
«Иран официально признает лишь МАГАТЭ в качестве своего собеседника на переговорах по ядерной проблеме. Конечно, это не препятствует нашему диалогу по различным вопросам с другими государствами», – сказал Ахмадинежад.
Он надеется, что МАГАТЭ «не поддастся давлению великих держав и будет придерживаться своих обязательств согласно законным критериям». «Некоторые страны полагают, что Агентство предназначено для реализации их политики, и это вредит естественной и справедливой атмосфере», – считает иранский президент.
Сам аль-Барадеи полагает, что сейчас «ситуация вокруг иранской атомной программы развивается по верному пути», но призвал иранское руководство к более активному сотрудничеству во всех областях.