- Владимир Ростиславович, как появилась идея создания книги?
Факты излагаются для того, чтобы мы начали о самих себе думать несколько в другом разрезе
- В прошлом году на канале ТВЦ показывали фильм «Мифы о России», который уже вышел на DVD. Это 12-серийный документально-исторический проект весьма необычного формата. Мы взяли за основу самые распространенные стереотипы России о самих себе, о нашей истории – и постарались с ними разобраться. Правда это или нет, и как влияют мифы на нашу жизнь, на наше восприятие российской истории.
За время съемок фильма накопилось столько исторического материала, что возникла мысль написать книгу. Год после завершения съемок я работал над книгой. А сейчас уже вышел ее первый том.
- Как называется книга и где ее можно приобрести?
- Первый том книги из серии «Мифы о России» называется «О русском пьянстве, лени и жестокости». Буквально, со вторника она появится в продаже в книжных магазинах России.
- Так какие же мифы вы развенчиваете в своей книге?
- Различные мифы, исторические, психологические. Пытаюсь выяснить историю каждого из мифов – откуда он взялся. Можно найти, откуда все появилось, вплоть до фразы – кто первым ее сформулировал. И далее – как этот миф развивался, были ли хоть какие-то исторические предпосылки его возникновения, или это лишь голая фантазия клеветников. Ну и в чем, собственно, вредоносность этого мифа…
Что касается первой книги, то в ней рассматриваются три мифа: миф о русском пьянстве, миф о кровавости и жестокости русской истории и миф о русской лени.
Возьмем пресловутую леность русских. Тут ведь ссылаются не только на фольклор (Емеля, «по щучьему веленью», 33 года на печи и тп) и бытовой опыт. Ссылаются даже на классиков. Например на то, как написал в свое время В.О. Ключевский, что сезонность сельскохозяйственных работ определяла характер русского человека. В силу климата, у русского человека было мало времени для посевной и уборки урожая. Надо было ударно поработать две недели в мае на посевных, и две недели в августе – сентябре на уборке. Все остальное время можно было спать на печи, потому как делать нечего.
Но это очень примитивное истолкование. Не надо свою текущую бездеятельность объяснять макропричинами. Если ты пьешь, значит, ты человек безвольный. И незачем ссылаться на то, что русские люди со времен Владимира Крестителя веселились с помощью горячительных напитков. Просто иди и работай, не кивая на предков.
- Получается, что русское пьянство – это всего лишь миф?
- По части пьянства русские ничем не отличаются от остальных. Да и процесс массового спаивания начался у нас фактически только после Великой отечественной войны. Колоссальный стресс, традиционные «фронтовые 100 грамм», страшно тяжелое послевоенное время – именно тогда и начал русский народ прикладываться к стакану.
Но и сейчас мы далеко не самая пьющая страна в мире. Водку, кстати, Россия не знала до XV века. И что водка – русский напиток (и изобрел ее чуть ли не Менделеев) – это тоже миф. Водку придумали в Европе.
- А миф о кровавости и тирании на Руси?
- Если мы говорим о том, что наша история самая кровавая и жестокая, то нужно, прежде всего, изучать историю. Если внимательно проанализировать времена правления Ивана Грозного, окажется, что он был одним из самых гуманных правителей в Европе того периода.
Почему же у Ивана Грозного сложился имидж отъявленного душегуба? Опять же, главным образом, из-за стремления к покаянию. Так, в конце жизни он разослал списки своих жертв по всем монастырям. Разослал покаянные письма, многим семьям казненных отписал большие финансовые компенсации из личных средств. А монахам дал денег, чтобы молились о душах невинно убиенных. Сам же при этом страшно каялся.
Попробуйте найти хоть одного правителя в Европе, который вел бы себя подобным образом. Ну, перерезал Кромвель треть Ирландии. Так в этом была необходимость….Думаете, Карл IX после Варфоломеевской ночи страшно страдал и слал гугенотам пожертвования? Ничего подобного. А мы Грозного страшно стесняемся и считаем тираном.
- А откуда вообще появилась идея разобрать мифы о русских?
- Русский национальный характер уникален тем, что в нем уживаются две противоречивые вещи. Первая – это глубочайший комплекс неполноценности и самоуничижения. А вторая - комплекс собственного превосходства, который ни на чем не основан и проявляется всегда совершенно ни к месту.
Если попросить русского человека назвать основные особенности русского характера и России, то он сразу начнет перечислять: дороги и дураки, чиновники испокон веков воруют, демократии никогда нет и не будет, русскому нужно напиться водки и лежать на печи, как Емеля, и ждать пока печка сама куда-то поедет. И так далее.
Другие нации и народности могут сами над собой иронизировать сколько хотят, но во вне они покажут только свои самые положительные стороны. Мы никогда не добьемся, например, от американца ни одного плохого слова об Америке.
- Что же повлияло на русский характер?
- Ну, скажем, православие никогда не поощряло выпячивание своих достоинств. Нужно было скромно себя вести, потупить голову, сознаться во всех возможных грехах, даже если ты их не совершал.
Однако отсутствие предпринимательской инициативы, и исконная леность русского народа – чушь полнейшая. Мы как будто забываем о том, что в 1913 году Россия была пятой страной по экономическому развитию в мире, и первой по темпам роста промышленного производства. Ни нефть, ни газ тогда никакой роли не играли вообще. Основной экспортной статьей было зерно.
Но так уж исторически сложилось, что мы очень любим подчеркивать в себе негативные стороны. Это одна сторона – удивительное самоуничижение.
А другая сторона, как я уже сказал, - комплекс собственного превосходства. Это как, например, у Задорнова, который говорит, что все американцы тупые, и нас просто недооценивают.
Но уж если и доказывать свое превосходство, то, как говорится, на деле. А отнюдь не на воплях, что «я самый крутой».
- Но этими тремя мифами дело не ограничивается? Значит, у книги будет продолжение?
- Да. Будет и второй том. А. возможно, и третий.
- Какую вы цель ставите перед собой, публикуя эту книгу?
- Книга историко-публицистическая. И вопрос не в тех фактах, которые там излагаются. Вопрос в том, для чего описываются эти факты. Для того, чтобы мы начали о самих себе думать несколько в другом разрезе, по-другому себя оценивать, верить в то, что отсутствие демократии или воровство - это не плод тысячелетней истории России, а болезнь, от которой можно излечиться. Просто надо верить в собственные силы.