В четверг министр иностранных дел РФ Сергей Лавров прибыл в Мадрид для участия в Совете глав внешнеполитических ведомств Организации по безопасности и сотрудничеству Совета Европы (ОБСЕ).
Россия пригласит наблюдателей бюро на президентские выборы, несмотря на их отказ приехать на выборы в Госдуму
Встреча эта проходит на фоне скандала, вызванного отказом наблюдателей из БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) при ОБСЕ заниматься мониторингом грядущих выборов в нижнюю палату российского парламента.
Российская сторона, а также 6 республик СНГ (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Армения) предлагают участникам 15-го совета обсудить вопрос о скорейшей разработке и согласовании правил деятельности БДИПЧ в области наблюдения за избирательными процессами.
Кроме того, на встрече будут обсуждаться предложения России резко снизить размеры будущих наблюдательных миссий и ограничить публикацию докладов организации по итогам голосования.
Такая позиция Москвы уже встретила довольно негативную реакцию в Вашингтоне. Накануне заместитель госсекретаря США Николас Бернс заявил, что не допустит, чтобы российские инициативы ослабляли БДИПЧ как носитель «золотого стандарта» наблюдения за выборами, и не уступит «ни миллиметра» в этом вопросе.
В Мадриде Лавров счел нужным Бернсу ответить. Российский министр, в частности, заявил, что «попытки представить ОБСЕ как не нуждающуюся абсолютно в реформировании организацию не являются состоятельными». Лавров также выразил сожаление, что неоднократные российские предложения по реформированию ОБСЕ наталкиваются на нежелание «ни на пядь что-либо изменить».
«Любое нежелание уступать означает нежелание договариваться, – сказал дипломат. – Такую позицию мы видим не первый раз, к сожалению, она не добавляет надежд в отношении будущего ОБСЕ».
Впрочем, отвечая на вопрос журналистов, существует ли возможность того, что Россия выйдет из ОБСЕ, Лавров ответил уклончиво: «Надеюсь, что острота, с которой идет дискуссия в ОБСЕ, заставит всех задуматься о ее будущем».
Дискуссия действительно идет, острее некуда. О необходимости реформ в ОБСЕ уже успел высказаться даже президент России Владимир Путин. Причем предложение это прозвучало на фоне обвинений в адрес Госдепа США, который, по мнению президента, и стоит за отказом наблюдателей БДИПЧ ехать в Россию. В то же время Путин считает, что решение ОБСЕ является «не спланированным, а, скорее, спонтанным».
Президент почти прямым текстом заявил, что ОБСЕ теперь – лишь инструмент Госдепартамента США. А предполагаемая цель Госдепа – делегитимизация российских выборов. Российская сторона обратила внимание на то, что свое решение об отказе наблюдать за ходом выборов в Госдуму руководство бюро приняло после консультаций с Вашингтоном.
Ранее об этом заявляли и представители МИД РФ (прозвучала даже предельно жесткая фраза о том, что решение БДИПЧ – «абсолютно заказная политическая акция», а ОБСЕ теперь служит не целям продвижения демократических ценностей, а используется в качестве кнута или пряника), и председатель ЦИК Владимир Чуров. Внимание к проблеме самого президента ее остроту только подчеркивает.
От всех этих обвинений уже открестились и представители Белого дома, и Еврокомиссии (ее официальный представитель Амадеу Альтафадж Тардио назвал слова Путина «несостоятельными»), и чиновники БДИПЧ всех уровней, многоголосье которых подводит к одному: за две недели до выборов никто из наблюдателей не мог получить виз для въезда в Россию.
Так, в понедельник представитель Государственного департамента США Шон Маккормак заявил, что американские дипломаты действительно говорили с представителями ОБСЕ о планах проигнорировать российские выборы, но американская сторона ясно высказалась, что все решения должны быть приняты именно ОБСЕ. «Мы сообщили, что какое бы решение ни принял персонал ОБСЕ, мы поддержим его, но это не является вмешательством», – добавил Маккормак.
Ранее официальный представитель БДИПЧ ОБСЕ Урдур Гуннарсдоттир также заявляла, что «никакое государство – ни США, ни любое другое – не давало никаких рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ в этом отношении». «Даже если бы они хотели повлиять на наше решение, мы бы не поддались», – добавила Гуннарсдоттир.
Спич ее заканчивался следующей фразой: «Я не хочу спекулировать по поводу того, почему такое заявление Путина появилось именно сейчас, но, думаю, в последнюю неделю до голосования мы еще многое услышим».
Однако Лавров, при всей остроте проблемы, конфликт с ОБСЕ войной не считает. «Мы в конфликт с БДИПЧ не вступали, мы в полной мере выполнили свои международные обязательства», – подчеркнул глава российского МИД.
Как бы там ни было, Россия пригласит наблюдателей бюро на президентские выборы, несмотря на их отказ приехать на выборы в Госдуму. «Обязательства перед ОБСЕ мы будем и впредь выполнять, но не могу сказать, какая будет реакция БДИПЧ, потому что она действительно оказалась непредсказуемой», – заявил Лавров журналистам.
Добавим также, что международные наблюдатели на выборах в Госдуму РФ все-таки будут присутствовать, пусть не от БДИПЧ, но от Парламентской ассамблеи ОБСЕ, а также из ПАСЕ.