Коалиция «Другая Россия» устала ругать власть и винить ее в своих поражениях. В коалиции вдруг обнаружили, что причиной их окончательного разложения повинны сами его сторонники и участники. Миг озарения приключился с одним из главных коалиционеров – Эдуардом Лимоновым.
«Мы делили апельсин»
Другой России» больше нет. Может быть, и к лучшему – все же, Россия у нас одна
То, что «Другая Россия» под грузом собственных интриг, сплетен и разборок внутри самих себя идет на дно, было понятно весной. Именно тогда ряды коалиции начали редеть – на Марши несогласных больше не удавалось искусственно подтягивать народ, а магические заклинания вождей ДР, в частности экс-премьера Михаила Касьянова, действовать перестали.
Ловить разбредающихся сторонников коалиции никто и не стремился. Все были заняты другим – очень важным. Надо было срочно решать, кто же станет единственным кандидатом от оппозиции.
Этим занимался первый отколовшийся от ДР экс-премьер Михаил Касьянов. Лидер уже двух НДС, твердивший как мантру, что готов оказать коалиции большую услугу, став единым кандидатом от оппозиции, оказался не у дел. В ответ на его предложение все коалиционеры отрицательно качали головами.
В конце концов назойливость Касьянова определиться с одним-единственным кандидатом вывела из себя гроссмейстера Гарри Каспарова. Шахматисту, постоянно говорившему, что в президенты он не собирается, пришло в голову провести праймериз, в результате которых он сам и стал единым кандидатом от оппозиционных останков. Задетый за живое Касьянов, естественно, обиделся и покинул ДР, дабы строить еще одну партию и уж там непременно стать одним-единственным лидером.
Те же на манеже
Задетый за живое Касьянов, естественно, обиделся и покинул ДР, дабы строить еще одну партию (фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД) |
Каспарову удалось подсидеть Касьянова на съезде «Другой России». Там гроссмейстер продемонстрировал абсолютно несвойственную шахматистам логику, а потому непонятную вовсе. «У нас нет шансов добиться победы ни на парламентских, ни на президентских выборах», – заявил гроссмейстер, но бороться за победу «Другой России» и на тех, и на других выборах пообещал.
Как видно, Каспарову в политику играть очень понравилось. И сегодня он гордо носит звание «единого кандидата от оппозиции», которой в действительности нет.
И не смущает шахматиста даже то, что Центральная избирательная комиссия, как и следовало ожидать, к участию в выборах ДР не допустила. ЦИК из вежливости принял списки коалиции, утвержденные на съезде «Другой России», а потом так же мягко и тактично им пояснил: дескать, вы не являетесь зарегистрированной партией, играйте в политику в другом месте.
Тут Остапа понесло. Вернее, понесло Эдуарда Лимонова. Ему открылась истина – виновны в развале «идеи» «Другой России» Михаил Касьянов и Станислав Белковский.
Спустить собак на Касьянова Эдуард Лимонов смог, благо и повод для этого подвернулся отличный. 7 октября с представителями радикальной коалиции «Другая Россия», «Трудовой Россией» и СПС Касьянов проводил стоячий Марш несогласных со смертью журналистки Анны Политковской. Там тоже решили устроить совсем игрушечные выборы: провести свою избирательную кампанию и собственные выборы в Госдуму, бойкотируя официальные выборы любого уровня. Всем назло.
Лимонов на вялые, больше похожие на последние судороги попытки Касьянова возобновить былой размах несогласных маршей вблизи смотреть не стал. Зрелище ведь и вправду было печальное. Он отреагировал на касьяновские марши в интервью «Национальному журналу», рассказав всем, что экс-премьер слишком часто ошибается.
«Касьянов на моих глазах совершает одну политическую ошибку за другой. Вы знаете, я ему вначале сочувствовал и принимал его сторону, считая, что у него больше всех шансов. Но так как он совершил ряд политических ошибок, то мне как-то не очень хочется идти за человеком, который совершает политические ошибки сплошь и рядом» – так отозвался литератор о своем бывшем соратнике.
Камень в огород Касьянова умудрился запустить и Каспаров. Впрочем, ему сейчас можно – он единый кандидат. Каспаров в тот же день, 7 октября, созвал свой собственный Марш несогласных в память об Анне Политковской. На улице 1905 года кандидат в президенты собрал… целых 70 союзников.
Склероз, батенька…
Белковскому стало понятно, отчего же так печально закончил столь славный путь Эдуард Вениаминович (фото: ИТАР-ТАСС) |
Лимонов же после критики в адрес Касьянова вошел в раж и всем рассказал, что за зверь такой Станислав Белковский. «Давно пора высказаться по Белковскому, а то вред от него нарастает», – вещал Лимонов со страниц сайта запрещенной НБП.
«Меня тут спрашивали: куда делся из списков членов коалиции «Другая Россия» Станислав Белковский? И почему его фамилии нет среди 365 кандидатов в депутаты в Государственную думу от «Другой России»? Отвечаю: оргкомитет «Другой России», собравшись незадолго перед съездом ДР 30 сентября, принял решение не рекомендовать включать Белковского в списки кандидатов», – объяснил всем непонятливым Лимонов.
Правда, автор «Другой Россия» признался, что Белковский в списки несогласных сам не просился. «Он как-то тихо отошел», – пояснил Лимонов, добавив, что случилось это, «видимо, отчасти потому, что он еще на первой конференции ДР в июле 2006 года рекомендовал коалиции бойкотировать парламентские выборы».
«Но коалиция, пораздумав, приняла мой, Эдуарда Лимонова, план участия в парламентских выборах, и вот сейчас этот план реализуется. Вкратце он сводится к конфронтации с властью. Из-за списка кандидатов в депутаты в Госдуму от ДР», – гордо сообщил литератор.
Знатный политтехнолог, уже передумавший покидать страну, в долгу у Лимонова не остался и написал форменную оду под названием «Памяти Лимонова». В «некрологе» Белковский очень сильно сожалел о том, что «большой писатель, яркий публичный лидер, просто порядочный человек Эдуард Лимонов» вдруг бесславно закончил «в сумбурной бабской истерике по совершенно неясному поводу».
Белковскому стало понятно, отчего же так печально закончил столь славный путь Эдуард Вениаминович: Лимонов стал жертвой склероза. «Я не собираюсь быть мелочным и напоминать Эдуарду Вениаминовичу, кто и как ему (и НБП) помогал в самые нелегкие периоды его жизни. Пусть помнит сам, если еще умеет», – напомнил Белковский.
Господин Белковский, правда, не потерял надежды на возрождение своего бывшего подопечного. Иначе зачем бы он стал давать ему практические советы (с большим знанием дела, надо заметить) по восстановлению душевного здоровья: «Неплохо действуют кислородные ванны, а также бельгийское средство «Ноотропил» (по 2 таблетки 3 раза в день)».
Самим кушать нечего
Поругавшись со всеми бывшими соплеменниками, Лимонов стал искать выход. По слухам, нашел, и весьма оригинальный. Говорят, он пошел просить вождя ЛДПР Владимира Жириновского взять его под свое крыло. По информации, просочившейся из окружения Жириновского, руководством партии сейчас обсуждается кандидатура лидера Лимонова на роль ведущего ньюсмейкера ЛДПР.
Надо сказать, что Лимонову и Жириновскому уже приходилось вместе заниматься политикой: в начале 90-х именно Лимонов помогал Жириновскому создавать ЛДПР. И даже входил в состав «теневого правительства», возглавлявшегося Владимиром Вольфовичем, в качестве министра обороны.
Однако слишком достоверной эта информация не выглядит: жириновцам нынче и самим «кушать нечего» – рейтинг ЛДПР невелик, а потому партия начала войну с эсерами за голоса избирателей.
Все началось с того, что от Жириновского к Миронову сбежал один из основателей ЛДПР Алексей Митрофанов. В ответ Владимир Вольфович обрушился на Митрофанова с гневными обвинениями (в частности, сообщив, что тот «кинул» ЛДПР на 5 млн евро). И начал «священную войну» против СР.
В среду начался очередной раунд этой войны: лидер ЛДПР предложил провести проверку списков кандидатов партии «Справедливая Россия». «Спикер Совфеда Сергей Миронов создал Совет по борьбе с коррупцией и говорит, что из списков «Единой России» якобы исключено 100 человек», – сказал Жириновский. И предложил проверить на коррупцию также списки «Справедливой России».
«Миронов собирается бороться с коррупцией, а, по-моему, половина верхней палаты в ней замешана. Если как следует потрясти списки «Справедливой России», мы там увидим тоже много людей, связанных с мошенничеством, криминалом и воровством», – заявил Жириновский.
У Сергея Миронова и без Жириновского полно хлопот: ему надо доказать стране и миру, что эсеровская партия жива и даже хорошо себя чувствует. И Жириновскому есть о чем подумать помимо Миронова. После того как российский бизнесмен и второй номер в списке ЛДПР Андрей Луговой оказал, так сказать, «эффект полония», рейтинг либеральных демократов подскочил до 7–11%.
Хотя «полониевый эффект» оказался двойного действия – вскоре рейтинг ЛДПР снова оказался на уровне 6%. Как и предсказывал Алексей Митрофанов, реакция на присутствие Лугового в обществе оказалась неоднозначной.
R.I.P.
Так что «взрослым» партиям сегодня не до детских игр в духе «Другой России», которая уже не может даже вызывать смех сквозь слезы.
А ведь как все шумно начиналось: громкие имена, грозные заявления, наполеоновские планы…
Чего им не хватило? Ума? Денег? Или того и другого? Или взаимные амбиции оказались еще больше, чем можно было ожидать?..
Или же сработали амбиции в отсутствие ума?.. Это, судя по всему, уже не имеет значения.
Сегодня всем известно: «Другой России» больше нет. Может быть, и к лучшему – все же Россия у нас одна.