Экономика Украины находится в двусмысленном положении: чуть вырастет цена на российский газ, и две бюджетообразующие отрасли украинской экономики рухнут, похоронив под собой все радостные реляции о небывалом росте ВВП и прочих чудесах. Обвал украинской экономики неизбежно повлечёт и распад страны, а, скорее всего, и вооружённый конфликт между Западом и Востоком, об этом всё чаще говорят украинские политологи. И всё завязано на поставках российского газа. Вот она, истинная цена украинской «нэзалэжности».
Беспокойное хозяйство
Стимулируемая серьёзным экономическим кризисом и политической неразберихой, национальная разобщённость способна разорвать Украину на две самостоятельные части – Запад и Восток
Многие, наверное, сталкивались с проблемой «неудобных соседей» - из их квартиры раздаётся какой-то непонятный шум, грохот и ругань, через общую вентиляцию лезут тараканы, непотребного вида люди, явно ошибаясь дверью, стучат по ночам и требуют «продолжения банкета». Попытки решить вопрос миром, поговорив и обсудив проблему, наталкиваются на стену непонимания и неадекватности. А вызывать милицию просто по-человечески не хочется. Некрасиво, вроде бы, вмешиваться в чужие дела.
Вот таким неудобным соседом для России сейчас стала Украина. Там вечно что-то происходит, там постоянно кто-то с кем-то ссорится, там всё время что-то падает и ломается. Беспокойное хозяйство. И можно было бы не обращать на всё это внимание, да только не получается, поскольку развивающиеся на Украине события так или иначе отзываются на внутренней и внешней политике России.
А понимание украинских политических процессов нам крайне необходимо. Ведь Россия постепенно возвращает себе статус великой державы, с номинальным, а не формальным лидерством в восточной Европе. А Украина не только наш ближайший сосед, но и геополитический партнёр, которого мы чуть не потеряли в 2004-м, после «оранжевых» событий. 50 миллионов человек, из которых примерно пятая часть выезжает в Россию на заработки. У нас одна история и один язык (на украинском там говорит далеко не каждый, а на русском – почти все).
Главная проблема современной Украины - многовластие. Налицо явное противостояние президента и кабинета министров, в котором спикер Верховной Рады пока на стороне премьера. Пока. С 1 января 2006 года Украина стала парламентской республикой, ограничив власть президента и сосредоточив основные нити исполнительной власти в руках премьер-министра и спикера Рады. Прошедшие парламентские выборы вернули на политическую сцену Виктора Януковича, который, обладая парламентским большинством, в ходе сложнейших переговоров смог занять пост премьера. Для этого была создана антикризисная коалиция, в которую, помимо Партии регионов и социалистов, вошли ещё и коммунисты. А теперь туда же пытается втиснуться и Юлия Тимошенко.
Главным ударом для Виктора Ющенко стал «Закон о Кабмине», подписанный после преодоления вето спикером парламента Александром Морозом. Закон окончательно определил должностные рамки президентской власти и фактически оставил за бортом политической жизни Гаранта Конституции, полностью устранив его от принятия основных решений. В ответ президент наложил повторное вето и пригрозил досрочным роспуском Рады. Вторым шагом к сохранению политической силы Ющенко стало усиление роли Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) в противовес правительству и Раде. Секретарём СНБОУ стал Виталий Гайдук, близкий Виктору Ющенко. Формально не имеющий исполнительных полномочий СНБОУ стал своего рода дубликатом правительства. Правда, реальной властью СНБОУ не располагает.
Ющенко, Янукович, Мороз - три главных действующих лица украинской государственной системы. Именно им в предстоящем политическом году предстоит определить структуру власти и тем самым выбрать направление развития страны. Вот только сомнительно: смогут ли они договориться?
Зиц-председатель Ющенко
Виктор Ющенко |
Президент же остался не у дел и вынужден был довольствоваться вторыми ролями. Его ослаблению способствовал и ряд личных неудач. Одной из основных можно считать пересмотр газовых соглашений с Россией. Ющенко в этой ситуации потерял очень многое, и доверие избирателей, в том числе. Признав свою зависимость от России, и тем самым опровергнув ряд своих же предвыборных лозунгов, он потерял многих союзников, в том числе и влиятельных бизнесменов, чьи финансовые интересы были поставлены под удар.
Если «Закон о кабмине» будет окончательно принят в нынешней редакции, то мы получим зиц-председателя в масштабах целой страны. У Ющенко просто не останется рычагов влияния на правительство и Верховную Раду. А дальше – неизвестность. Притом, что в подобной ситуации всё может закончиться даже не импичментом, а и того хуже.
В то же время не исключены варианты, при которых всё-таки удастся достигнуть компромисса и оставить за президентом ряд важных полномочий. Осознание проблем, которые могут возникнуть в связи с окончательным ослаблением Ющенко, заставляет оппонентов сесть за стол переговоров. Но вот сядут ли?
Лебедь, рак и щука
От решений Рады и её председателя Александра Мороза зависит очень многое. Возможно, в его руках находится судьба всей страны |
С другой стороны - СНБОУ. Сегодня это единственный орган исполнительной власти, полностью подконтрольный президенту. В аппарат СНБОУ, помимо собственно оборонных ведомств, включены режимно-секретный отдел, отдел кадров, финансово-экономическое управление, департамент стратегических разработок, департамент по вопросам энергетической и ядерной безопасности, департамент информационной безопасности, департамент по вопросам деятельности правоохранительных органов. Это фактический дубликат подконтрольных премьеру министерств. СНБОУ пытается вести и свою международную политику. 22 января нынешнего года в Вашингтоне секретарь СНБОУ Виталий Гайдук встретился с советником Президента США по вопросам национальной безопасности Стивеном Хедли, а также с помощником вице-президента США по вопросам национальной безопасности Джоном Ханной. Главное внимание во время встреч было уделено налаживанию постоянного механизма сотрудничества между СНБО Украины и аппаратом президента США. Как мы видим, международные переговоры ведутся в обход министерства иностранных дел Украины.
Но главной силой нынешней украинской власти, несомненно, является Верховная Рада. Существующее парламентское большинство стало тем инструментом, который периодически закручивает гайки Ющенко и в то же время контролирует действия набирающего политический вес с невообразимой скоростью Януковича. От решений Рады и её председателя Александра Мороза зависит очень многое. Возможно, в его руках находится судьба всей страны.
Завтра, которое может не наступить
Что ждёт Украину? Одной из главных проблем остаётся глубокая разобщенность нации. Собственно, никакой нации на самом деле нет. Говорим «украинец», а подразумеваем «одессит», «крымчанин» или «галичанин». Разные они, украинцы. Стимулируемая серьёзным экономическим кризисом и политической неразберихой, национальная разобщённость способна разорвать страну на две самостоятельные части – Запад и Восток.
Казалось бы, союз Ющенко и Януковича способен объединить страну, но складывающаяся ситуация противостояния между президентом и премьером рушит эти надежды. Да и сами люди начинают терять веру в своих лидеров. Сначала вопреки желаниям Западной Украины Ющенко идёт на компромисс с Россией, а затем подписывает «универсал» с Януковичем.
Последний также не удержался от двойной игры: ранние заявления о приоритетах партнёрства с Россией перечёркиваются недавними словами премьер-министра о готовности Украины «пройти весь путь по вступлению в Европейский Союз». И это не могло не вызвать справедливого возмущения на востоке страны.
Чем всё закончится? Так или иначе, распадом страны . Слишком разные половинки, слишком разные люди. За пятнадцать лет у них не появилось общей, сплачивающей нацию, идеи. И теперь уже ясно, что и не появится. Важно вот что: «развод» должен быть цивилизованным. Без кровопролития. И Россия может стать гарантом такого мягкого, бескровного «развода». Так было в Чехословакии, так будет и на Украине.