«Что касается «черных дыр», то самые большие мы прикрыли в декабре 2004 года. Так называемые внутренние офшоры – Чукотка, Байконур, Калмыкия, Мордовия и еще ряд территорий, где крупные нефтяные компании освобождались от налогов, взамен обязуясь стимулировать регионы. За несколько лет мы потеряли почти 100 млрд. долларов. Роман Аркадьевич ежегодно недоплачивал в казну 14 млрд. рублей, часть из них давал Чукотке, другую клал себе в карман», – сказал Степашин в интервью газете «Аргументы и факты».
По словам Степашина, за 2003 год объем финансовых нарушений на Чукотке составил практически треть доходов округа
Глава Счетной палаты не стал уточнять, налоговая ли это задолженность Сибнефти или у самого Романа Абрамовича существуют личные проблемы с налоговыми органами. Роман Абрамович возглавил Чукотку в начале 2001 года, в прошлом году избран губернатором на второй срок. Если умножить 14 млрд. на четыре года, то получится сумма в 56 млрд. рублей. Какую часть из этих денег Абрамович присвоил, Степашин тоже не стал уточнять.
Сибнефть с прошлого года принадлежит Газпрому и уже сменила название на «Газпром нефть». После избрания губернатором Абрамович зарегистрировал на Чукотке три дочерних предприятия Сибнефти, которые по большей части и наполняют бюджет автономного округа. Кроме того, по неофициальной информации, Абрамович тратит на развитие региона и значительные суммы из личных средств, называлась сумма до 1,5 млрд. долларов.
Возможно, Сергей Степашин упомянул налоговые претензии к компании «Сибнефть», по которым в начале 2005 года она уже возместила налоговикам 300 млн. долларов. Сибнефти удалось найти общий язык с налоговиками, и до суда не дошло.
В марте 2004 года, когда появилась информация о претензиях налоговой службы к компании Романа Абрамовича, речь шла совсем о другой сумме – 1 млрд. долларов за 2000 и 2001 годы. За что именно такие претензии, ни компания, ни налоговики не раскрыли. Ранее аудиторы Счетной палаты, проверявшие правильность уплаты налогов Сибнефтью, пришли к выводу, что ее добывающие «дочки» продавали нефть чукотским и калмыцким фирмам, которые перепродавали ее самой Сибнефти в два-три раза дороже. При этом офшоры пользовались льготами по уплате налога на прибыль. Из отчетности компании по стандартам US GAAP за 2002 и 2003 годы следует, что эффективная ставка налога на прибыль составляла 12% и 7% соответственно.
Вообще у Счетной палаты давно появились претензии к Абрамовичу. Еще в 2004 году ведомство объявило, что Чукотский автономный округ является банкротом.
По словам Степашина, за 2003 год объем финансовых нарушений на Чукотке составил практически треть доходов округа. По данным Счетной палаты, общий объем госдолга региона на 1 января 2004 года составил 9,3 млрд. рублей, более чем в 2,5 раза превысив собственные доходы Чукотки, которые по итогам 2003 года составили 3,9 млрд. рублей.
Тогда председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что у него есть вопросы к губернатору Чукотки и владельцу компании «Сибнефть» Роману Абрамовичу относительно минимизации налогов.
Однако затем в прессе появились сообщения о том, что Счетная палата не обнаружила серьезных нарушений при использовании бюджетных средств администрацией Чукотки. Аудиторы выявили нецелевое использование примерно 1 млрд. рублей, однако повода для возбуждения уголовного дела не нашлось, поскольку федеральных средств в этой сумме было лишь 200 тыс.
Степашин немедленно опроверг эти сообщения, заявив, что такие публикации имеют целью оказание психологического давления на членов Счетной палаты. Он добавил, что в ходе проверки Чукотского округа были выявлены серьезные финансовые нарушения.
В итоге Счетная палата передала в Генпрокуратуру материалы о нарушениях бюджетного законодательства, выявленных в ходе аудита в Чукотском автономном округе
Речь шла о проверке использования и своевременного возврата так называемого «золотого кредита», который был выдан в 1993–1994 годах.
В начале прошлого года появилась информация, что Роман Абрамович заключил соглашение с Министерством финансов о реструктуризации долгов по так называемому «золотому кредиту» на сумму 6,2 млрд. рублей до 2014 года.
10-летнюю рассрочку по «золотому кредиту» Абрамович просил у Минфина начиная с 2000 года, когда он стал губернатором. От своего предшественника Александра Назарова он получил просроченный «золотой долг» перед государством в 15,60 тонны золота (с учетом процентов, штрафов и пеней), который был слишком велик по отношению к доходам окружного бюджета, и выплатить его в пятилетний срок, как предлагало финансовое ведомство, представлялось невозможным.
«Золотые кредиты» государство предоставляло в начале 1990-х годов регионам, на территории которых добываются драгоценные металлы, – региональные администрации получали чистое золото под залог будущей добычи. Чукотский автономный округ в 1994–1995 годах получил от государства 15,8 тонны золота (195,1 млн. долларов по курсу на момент выдачи кредитов). К декабрю 2000 года округ возвратил только 4,22 тонны золота.