Сегодняшний обзор не предполагает стилистики фельетона: события прошедшей недели располагают скорее к достаточно грустным размышлениям. В частности о том, что человеческая жизнь конечна, о чем снова напомнила катастрофа под Адлером. В результате крушения погибли 113 пассажиров аэробуса А-320 армянской авиакомпании, среди которых 26 граждан России. Циники рассуждают сейчас о том, что среди 26 россиян был лишь один человек с русской фамилией, но цинизм хорош ровно до того момента, пока катастрофа не затрагивает близких людей. После этого – такая незадача – цинизм и ницшеанство внезапно пропадают.
Дискурс меняется
Пока в Газпроме и Роснефти торжествуют, в Министерстве экономического развития и торговли царит скорее «плач и скрежет зубов
Что действительно удивляет, так это реакция некоторых публицистов: «а с чего это, собственно, был объявлен траур?..». Известно с чего: для начала, Армения является одним из немногих «исторически стратегических» партнеров России на постсоветском пространстве, и любой жест доброй воли (пусть даже и в таком невеселом контексте) априорно оправдан. К тому же авиакатастроф подобного масштаба у нас не было уже достаточно давно, если быть точнее – с августа 2004 года.
Другие события на постсоветском пространстве были, по счастью, далеко не столь трагичными, но тоже никак не располагают к положительным эмоциям. Для начала, Грузия и Украина практически одновременно весьма недвусмысленно намекнули о возможности выхода из состава СНГ.
То, что взаимодействие в рамках СНГ приобрело в последние годы характер достаточно формальный, это факт; реальная интеграция на постсоветском пространстве происходит скорее в формате ЕврАзЭС. Но до последнего момента и Киев, и Тбилиси предпочитали держаться в рамках политкорректности. Теперь, похоже, дискурс меняется – другой вопрос, что весьма неочевидно, кто при таком раскладе больше проиграет. И если в случае Украины результат неочевиден, то с Грузией все проще: охлаждение отношений повредит Тбилиси куда больше, чем Москве.
Что подтверждают и последние действия Москвы: запрет на ввоз грузинских вин и минеральных вод (за «Боржоми» последовала и «Набеглави»). В России от этого запрета едва ли пострадают что импортеры, что потребители. А вот грузинской экономике, судя по всему, и впрямь наносится серьезный ущерб: в противном случае решительно непонятна откровенно истерическая реакция лидеров страны. Притом что задействованы были, мягко говоря, не самые серьезные рычаги, по крайней мере по российским меркам.
Самодеятельность
Как в этом случае г-н Саакашвили собирается решать вопросы энергообеспечения страны – совершенно непонятно (фото: ИТАР-ТАСС) |
В российском правительстве уже рассматривается вопрос о ликвидации преференций для Грузии и Украины в случае их выхода из СНГ. И если для Украины последствия подобных действий будут в высшей степени неприятны, но не фатальны, то Грузия рискует оказаться в положении куда более прискорбном: экономика страны на порядок уступает украинской и, что куда более существенно, Грузия слишком сильно завязана на российские энергоносители и электроэнергию.
Да, сейчас Запад кормит Тбилиси обещаниями альтернативных энергетических проектов, но реализация подобных проектов может потребовать годы, а дальнейшее ухудшение российско-грузинских отношений может «выстрелить» уже в ближайшие месяцы. И как в этом случае г-н Саакашвили собирается решать вопросы энергообеспечения страны – совершенно непонятно.
Другой вопрос, что недоброжелатели России на прошлой неделе получили серьезный стимул для продолжения нынешнего вектора политики. На прошедшем в Вильнюсе саммите глав государств регионов Балтийского и Черного морей, где собрались первые лица стран, находящихся с Россией в сугубых контрах, с весьма громкой речью выступил вице-президент США Ричард Чейни. Аналитики уже окрестили выступление г-на Чейни «новым Фултоном»: Россия давно уже не подвергалась столь жесткой и нелицеприятной критике.
Впрочем, уже сейчас налицо попытки выдать заявления Чейни за сугубую самодеятельность. Официальный Вашингтон поспешил указать, что «у президента Буша хорошие отношения с президентом Путиным», и подчеркнул, что Россия остается стратегическим партнером США. А премьер-министр Великобритании Тони Блэр и вовсе предпочел дистанцироваться от наметившейся коллизии. «Я думаю, что я нахожусь далеко за пределами обсуждения данной конкретной темы», – подчеркнул Тони Блэр.
Цифры впечатляют
Вице-президент США Ричард Чейни (фото: liter.kz) |
Так или иначе, на рост стоимости российских экономических активов заявления Чейни влияния не оказали. Котировки акций РАО «Газпром» подскочили за неделю почти на 20%, в результате чего общая капитализация российского газового гиганта перевалила за 300 млрд. долларов.
На сегодняшний день Газпром является третьей по величине компанией в мире, а если дело пойдет и дальше, может и догнать лидеров: ExxonMobil (386,38 млрд. долларов) и General Electric (361,69млрд. долларов). Учитывая, что за последние полгода капитализация Газпрома выросла почти вдвое, с такими темпами он может достаточно оперативно стать самой дорогой компанией в мире.
Однако не Газпромом единым: в самое ближайшее время готовится разместить свои акции на фондовых рынках Запада (в стандартной форме IPO) еще одна крупная российская энергетическая компания – ОАО «Роснефть». По мнению аналитиков компании, уже к концу лета капитализация Роснефти составит 50 млрд. долларов. Это, конечно, не Газпром, но на общем фоне цифры все же изрядно впечатляют.
Впрочем, как выясняется, подобная идиллия вовсе не показательна для сегодняшних российских экономических реалий. Пока в Газпроме и Роснефти торжествуют, в Министерстве экономического развития и торговли царит скорее «плач и скрежет зубов». Причина проста: Генпрокуратура начала следственные действия против ряда сотрудников МЭРТ, обвиняя их в превышении полномочий при выдаче лицензий на ввоз мясной продукции.
Судя по всему, операция может оказаться достаточно масштабной: на прошлой неделе обыски были проведены у «смежников» – в Федеральной таможенной службе. Пикантно, что, по данным пресс-службы МЭРТ, уголовное дело было возбуждено по представленным в прокуратуру материалам внутренней проверки самого министерства.
Закончится ли вся эта история максимальным наказанием для виновных (до 7 лет лишения свободы), пока непонятно, но сама идея хоть как-то вскрыть нарыв коррупции в верхних слоях чиновничества весьма похвальна. И, вне сомнений, получит поддержку среди широких масс населения. Того самого, которому в не столь уж отдаленном будущем предстоит принимать участие сначала в парламентских, а потом и в президентских выборах.