Проект поправок в КоАП предполагает усилить ответственность по уже имеющимся статьям и ввести новую. По мнению Митрохина, штрафы за нецелевое использование зданий необходимо поднять минимум в три раза. Депутат вспомнил недавнюю трагедию на Басманном рынке столицы.
О качестве проекта нечего говорить, пока не определено, какие структуры будут проводить инспекцию нежилых помещений
«Эта трагедия показала, что может произойти, если продолжить попустительство в этой сфере. Главное, что если бы ответственность уже была достаточно жесткой, то директор этого рынка попросту побоялся бы довести ситуацию до такой степени запущенности – и трагедии могло не случиться», - сказал газете ВЗГЛЯД Сергей Митрохин.
Впрочем, штрафы вряд ли напугают недобросовестных строителей, считает Митрохин, особенно в городах-миллионниках, где цены на недвижимость непомерно высоки. По его словам, даже если поднять штрафы в сто раз, это не остановит недобросовестных предпринимателей. Единственным эффектом станет появление в проекте постройки еще одной статьи расходов - на штрафы, которую с лихвой покроет прибыль.
Если штрафы не помогут, то необходимо воздействовать на халатных строителей и чиновников более эффективным оружием – отлучением от бизнеса. Впервые вводится поправка, которая может отстранить руководителей строительных или эксплуатирующих организаций на срок от года до трех за нарушение существующих норм эксплуатации зданий.
Это относится и к так называемой «уплотнительной застройке» - теперь простые россияне смогут опираться на отдельную статью закона, чтобы отстаивать свои права, считает Митрохин. Причем отстранение нерадивых чиновников должно выглядеть не как смещение с конкретной должности, а как полный выход из бизнеса – то есть в совет директоров какой-либо компании проштрафившийся чиновник также до истечения назначенного срока войти не сможет.
Другим важным инструментом должно стать создание специальной структуры, которая будет осуществлять контроль за чиновниками в сфере строительства. «Если такой орган не будет создан, то, по крайней мере, эту функцию нужно закрепить за уже существующими надзорными организациями и очень четко определить их полномочия», - подчеркнул Митрохин.
По мнению депутата, очень важным является уровень подчинения – необходимо, чтобы региональные надзорные структуры имели независимость от аналогичных федеральных структур и могли действовать самостоятельно. «А то пока до Москвы дойдет бумага, пока она будет согласована и подписана – сколько времени пройдет», - добавил он.
Против проекта поправок высказался депутат Мосгордумы от «Единой России» Александр Милявский. По его мнению, проект закона абсолютно нежизнеспособен и о его рабочих качествах нечего даже говорить, пока не определено, какие структуры и каким образом будут проводить инспекцию нежилых помещений.
Второе чтение проекта закона состоится через две недели – за это время будут внесены необходимые дополнения. Сергей Митрохин высоко оценивает шансы проекта быть принятым во втором чтении, и в случае успешного прохождения этого барьера дополненный документ будет передан в Государственную думу как законодательная инициатива Мосгордумы.