«Темная» история случилась на дополнительных выборах в Госдуму по 66 округу Брянской области. Довыборы здесь проходили в третий раз – до 12 марта область неудачно пыталась обзавестись депутатом в декабре 2003-го и апреле 2004 года.
Давление на кандидатов
7 марта, накануне праздников, в ОИК пришел кандидат от ЛДПР Валерий Храмченко и объявил, что требует снять себя с выборной дистанции
Но обрести своего представителя в нижней палате российского парламента Брянскому региону посчастливилось только сейчас. Хотя, как выяснилось на заседании ЦИК в пятницу, счастье это весьма условно.
Странности начали преследовать 66-й округ практически с самого начала гонки. Изначально о выдвижении на дополнительных выборах Окружную избирательную комиссию (ОИК) уведомили шесть кандидатов. Четверо сняли свои кандидатуры почти одновременно, заявив о плохом состоянии здоровья. Оставшихся двух кандидатов – от «Единой России» и от ЛДПР – оказалось маловато, но достаточно для демократических выборов.
Однако 7 марта, накануне праздников, в ОИК пришел кандидат от ЛДПР Валерий Храмченко и объявил, что требует снять себя с выборной дистанции. ОИК, как признался председатель комиссии Игорь Каплунов, такого поворота событий совсем не ожидала и оказалась в «неординарном состоянии».
Добавило «неординарности» состоянию членов комиссии еще одно обстоятельство: 8 марта в ОИК поступила телеграмма от лидера ЛДПР Владимира Жириновского. В послании лидер либерал-демократов требовал приостановить вынесение решения и дождаться его прибытия. «Поскольку кандидат был выдвинут партией и имел перед ЛДПР обязательства, мы приостановили заседание комиссии и перенесли вынесение решения с 7 на 9 марта», – оправдывался сегодня на заседании ЦИК председатель ОИК Игорь Каплунов.
Храмченко это не понравилось, и он обратился в избирком субъекта Федерации. Областной избирком, видимо, ни от каких лидеров телеграмм не получал и вынес решение тут же – областная комиссия постановила удовлетворить заявление Храмченко, сняв его с дистанции. Это решение, в свою очередь, не удовлетворило прокурора. По его ходатайству суд отменил решение областной комиссии, сразу после чего ОИК вынесла такое же решение – заявление Храмченко осталось без удовлетворения.
Тем временем пришли выборы. Прошли они альтернативно и демократически. Но вопросы к их итогам остались. Появились сообщения в СМИ, что на Храмченко якобы оказывалось давление (со стороны тех, кто был вынужден сняться с дистанции, – в этом подозревали, в частности, коммунистов, которые, видимо, рассчитывали сорвать выборы).
Закон или целесообразность?
Виктор Малашенко |
Сегодня на свои вопросы члены ЦИК пытались получить ответы у нижестоящих комиссий и разобраться, что все-таки произошло в Брянске.
«В какой срок вы обязаны рассматривать заявление кандидата о снятии его с дистанции?» – строго спрашивали представители ЦИК. «В течение суток», – почти не поднимал глаз от трибуны Игорь Каплунов. «Так почему вы не рассмотрели заявление?» – «Мы были, честно говоря, шокированы целенаправленным срывом выборов».
«Вы признаете, что нарушили тем самым закон?» – снова вопрошали представители ЦИК. «В какой-то степени…» – еще ниже опускал голову Каплунов.
В свое оправдание глава ОИК Брянской области привел тот факт, что выборы в регионе дважды уже были сорваны, и потому сейчас члены комиссии руководствовались благом избирателя. «Комиссия стояла на стороне избирателя. Ведь уже были довыборы… А в этот раз народ явно был готов проголосовать, – оправдывался г-н Каплунов. – Закон, конечно, суров, но есть еще целесообразность».
Последнего слова г-ну Каплунову говорить явно не следовало. Часть членов ЦИК в один голос сказали, что стыдно главе комиссии оперировать подобными терминами. «Недавно нас в другом регионе убеждали, что действовали во благо избирателя, и только закон им мешал», – с неподдельной болью поделилась член ЦИК с решающим голосом Романкова.
«КПРФ проиграла эти выборы, не участвуя в них, а теперь пытается отменить результаты, получившиеся в пользу «Единой России», – намекнул на заинтересованность коммунистов в брянских исчезновениях кандидата представитель единороссов, заметивший, что в избирательной комиссии области большинство членов так или иначе имело отношение к КПРФ. «Меня выходки КПРФ уже начинают утомлять!» – выразил представитель единороссов. Представитель КПРФ на это не нашелся что ответить.
«Говорить, что ОИК поступала правильно и действовала в соответствие с законом – нельзя», – объявил по итогам заседания Александр Вешняков, предложивший утвердить, тем не менее, итоги выборов и обратиться в Генпрокуратуру с требованием разобраться во всех нюансах «темной истории».
Это решение поддержали все члены ЦИК.