Принципиальные возражения остались лишь у Алексея Митрофанова (фракция ЛДПР), по просьбе которого парламентское большинство согласилось в декабре прошлого года снять документ с рассмотрения.
Революционные изменения
В законе сохраняется норма о недопустимости рекламы пива, табака и алкоголя, в том числе слабоалкогольных коктейлей
Представляя законопроект, Владимир Мединский (фракция «Единая Россия») отметил, что новый закон достался депутатам нелегко. В ходе его доработки не раз звучали и радикальные предложения. Некоторые парламентарии требовали запретить рекламу вообще. «Но мы на это не пошли, – твердо сказал докладчик. – Не запрещать надо, а регулировать». По словам парламентария, на сегодняшний день реклама стала чуть ли не единственным официальным способом финансирования СМИ. «Она оказалась своего рода платой за подлинную независимость прессы и свободу слова», – бравировал громкими словами народный избранник.
Выяснилось, что из 500 поступивших к проекту поправок комитет рекомендовал принять их большую часть. «Мы постарались учесть мнения всех заинтересованных сторон, но в первую очередь позаботились об интересах наших избирателей», – расставил акценты Мединский. Своим главным достижением профильный комитет считает сокращение рекламы на ТВ и радио.
«Можно сказать, что мы пошли на революционные изменения», – оценил свой успех один из авторов закона. С 1 июля 2006 года страна перейдет на ограниченный объем трансляции рекламы на уровне 15% от эфирного времени в сутки и 20% – в час. Уже через полтора года рекламы будет еще меньше. За один час просмотра художественного фильма вместо 12 минут рекламу будут «прокручивать» 9 минут в час, пояснил Мединский. Причем продолжительность рекламного блока вместо сегодняшних 7-8 минут составит всего 4 минуты.
Целая глава документа посвящена защите от рекламы несовершеннолетних, рассказал Мединский. Образы детей и подростков станет невозможно использовать в рекламе алкоголя, пива, табака и азартных игр. Навязчивая реклама исчезнет и с обложек школьных учебников, тетрадей и дневников. Впрочем, депутат от КПРФ Сергей Штогрин тут же предложил пойти еще дальше и запретить снимать в рекламных роликах всех, кому нет и 35.
Лазейки найдутся
Владимир Мединский (фото: ИТАР-ТАСС) |
По словам депутата, как и прежде, в законе сохраняется норма о недопустимости рекламы пива, табака и алкоголя (в том числе слабоалкогольных коктейлей) с 7.00 до 22.00 в телеэфире и с 9.00 до 24.00 часов на радио. Правда, эти же товары можно будет рекламировать в газетах и журналах (кроме первых и последних страниц и изданий для несовершеннолетних). А производители пива получат возможность рекламировать свои бренды во время трансляции международных соревнований.
Помимо этого, парламентарии ликвидировали все дырки в положениях о «зонтичных» брендах, убеждал Мединский. «Рекламировать под видом конфет водку больше не удастся, – пояснил депутат. – По сравнению с первым чтением мы прописали запрет более подробно и детально». Впрочем, в здании на Охотном Ряду газету ВЗГЛЯД заверили, что недобросовестные рекламодатели все-таки получат возможность рекламировать свою продукцию вполне легальным способом. Новый закон позволяет инкорпорировать в художественные образы запретные товары, а значит, герои сериалов якобы по сценарию будут распивать водку и курить сигареты только определенной марки.
Законодатели навели порядок и в рекламе лекарств и биодобавок. Как пояснил Мединский, при рекламе медикаментов законодатели запретили запугивать граждан последствиями болезней, а в рекламе активных веществ – утверждать, что они обладают целебными свойствами. С экранов ТВ исчезнут и «люди в белых халатах», доверительным тоном рассказывающие о «целебных свойствах» жевательной резинки. Не смогут рекламировать средства для похудения и прочие препараты известные артисты. Хотя представители оппозиционных фракций настаивали на заседании на установлении полного запрета на рекламу лекарств. «Ужесточения и так беспрецедентные», – отреагировал Мединский.
Никому больше не позволят вешать плакаты, напоминающие дорожный знак. Равно как и размещать что-либо постороннее на настоящих знаках, как в попутном, так и в обратном направлении. С 1 января 2007 года исчезнут с российских дорог и билборды на колесах, а в общественном транспорте больше не будет звуковой рекламы, сказал Мединский.
А вот с предложением Алексея Митрофанова (фракция ЛДПР) не только прописать в законе определение наружной рекламы, но и освободить охраняемые трассы от рекламных щитов парламентарии так не согласились. «Год уже на ресторане «Прага» огромный щит красуется, а вдруг под ним бомба заложена? – поинтересовался депутат. – Ведь речь идет о людях, которые ядерные ракеты запускают».