Ведь президент Туркменистана Сапармурат Ниязов практически всегда игнорировал саммиты Содружества. Даже в Казань вместо себя он прислал «всего лишь» вице-премьера.
Не исключено, что одной из причин, по которой Ниязов не посещал саммиты, стало слишком явное (иногда даже в его присутствии) обсуждение личности самого президента Туркменистана. Хотя вряд ли можно скрыть интерес к человеку, чьим именем названы улицы всех городов и поселков страны, переименован Каракумский канал и еще более 1000 крупнейших объектов Туркменистана. При этом сам Ниязов запретил носить золотые зубы, назвав их «пережитком прошлого», упразднил балет, оперу, цирк и учредил Министерство справедливости.
Отряд не заметил потери бойца
Владимир Путин заявил, что уход Туркмении вовсе не повод для разговоров о начале развала СНГ
Еще в мае, на саммите СНГ в Москве, «отец всех туркмен», как называют на родине Сапармурата Ниязова, сказал все, что он думает об СНГ. «Ну а с кем мне тут сотрудничать? С ним что ли?» - гневно спрашивал президент Туркменистана, показывая на президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. «Да у тебя все мощности, вся инфраструктура - прошлого века! Я лучше буду другие рынки искать и других партнеров», - заявил он. Вспомнил тогда Туркменбаши и о том, как создавалось СНГ. По его словам, это было так: в 1993 году Ельцин вместе с Назарбаевым на встрече всех глав государств бывшего Союза в Астане «сидели и болтали ни о чем». Потом они вышли, а когда вернулись, то предложили всем подписать документ о создании СНГ.
Поэтому выход Туркменистана из СНГ ждали давно и на саммите в Казани не удивились заявлениям представителя этой страны. К примеру, Владимир Путин сказал, что уход Туркмении вовсе не повод для разговоров о начале развала СНГ. «Одно дело не допустить хаоса и обвальных процессов после распада СССР, другое - эффективно работать на сближение в соответствии с общемировыми требованиями развития и интеграции», - подчеркнул Владимир Путин.
Кстати, аналогичного Туркменистану демарша больше ждали от Украины или Грузии. Но Михаил Саакашвили, наоборот, неожиданно заявил, что у Содружества есть будущее. «У СНГ по крайней мере есть настоящее. А если президенты создадут механизм для решения возникающих вопросов, то будет и будущее», - сказал он.
И будущее будет без Туркменистана, глава которого Сапармурат Ниязов практически с самого начала форумов СНГ в них не участвовал. А неформальный саммит СНГ он посетил лишь однажды - в марте 2002 года. И то только потому, что на том саммите решался важный для Туркмении вопрос о проведении саммита прикаспийских государств в Ашхабаде в апреле того же года.
Где ж эта улица
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов во время празднования Дня государственного флага в Туркменистане (фото ИТАР-ТАСС) |
В июне этого года туркмены отметили 13-летие президентства Ниязова. Он был избран 21 июня 1992 года, когда за него, бывшего формовщика завода в Ленинграде, бывшего инструктора и первого секретаря ЦК Туркменской компартии, отдали на выборах свои голоса 99,5% избирателей. После этого «карьера» Ниязова развивалась стремительно. Уже через год - в 1993-м - решением парламента Ниязов получил статус Туркменбаши - «отца всех туркмен». В 1994 году единственная в стране Демократическая партия Туркменистана предложила продлить полномочия Ниязова на пять лет без проведения выборов в 1997 году, и эта идея была поддержана на референдуме. А в 1999-м Народный совет объявил Ниязова пожизненным президентом.
Теперь Туркменбаши в Туркменистане повсюду. Его именем названы улицы всех городов и поселков страны. Все остальные названия улиц, по крайней мере в Ашхабаде, тоже связаны с Ниязовым. В 2002 году президент Туркменистана издал приказ о том, что улицы туркменской столицы теперь будут не называться, а нумероваться. Нумерация улиц ориентирована на историю современной Туркмении.
Отсчет будет начинаться с №1986, соответствующего первому году пребывания Сапармурата Ниязова на посту первого секретаря ЦК Компартии Туркменистана. Улицы с четными номерами (с 1986 по 1998 год) будут идти на восток от центра города, улицы с нечетными номерами (с 1987 по 1999 год) - на юг, четные улицы (с 2002 по 2014-й) - на запад, а нечетные (с 2001 по 2013-й) - на север. Точкой отсчета станет улица №2000 - эта цифра, согласно «Нейтральному Туркменистану» символизирующая новую эпоху в истории туркменского народа, - начало «золотого века». Улицы с «человеческим» лицом будут лишь те, которые названы в честь самого Туркменбаши, его родителей, а также столь же почитаемого в стране поэта Махтумкули.
В честь Ниязова был также переименован Каракумский канал. Именем Туркменбаши названо более 1000 объектов по всей стране, в том числе город Красноводск (ныне Туркменбаши) и Красноводский (ныне Туркменбашинский) залив, а также Безмеинская ГРЭС, проспект в Ашхабаде, научно-исследовательское судно. Портрет Туркменбаши украшает национальную валюту, а значок с его профилем носят все местные чиновники.
Ниязов улыбается с портала министерства здравоохранения, словно добрый домашний доктор. У входа в Комитет национальной безопасности он мрачно взирает на народ. В актовом зале университета он, надев очки, держит в руке ручку. Туркмены также знают, как выглядел их вождь в детстве: бронзовая статуя в центре Ашхабада изображает Сапармурата на руках у его матери.
Правда, иногда у «отца всех туркмен» просыпается скромность. К примеру, в 1995 году он заявил, что отныне для присвоения его имени «чему бы то ни было» необходимо получить личное разрешение президента. Но это не помогло. В 2002 году парламент принял решение переименовать январь в «туркменбаши», а некоторые другие месяцы назвать именами его родителей.
Молочные реки посередине пустыни
«Чудные» указы выходят из-под пера и самого Ниязова. К примеру, он запретил министрам отдыхать за границей, так как «чужие края не сравнятся с нашей страной». Он запретил золотые зубы, назвав их «пережитком прошлого», упразднил балет, оперу, цирк и Национальный ансамбль народного танца. И даже учредил Министерство справедливости. Благодаря пристрастиям Ниязова в Туркменистане на правах государственных праздников отмечаются - праздник лошади, праздник ковра, праздник чистой воды и праздник дыни.
В этом году Сапармурат Ниязов распорядился закрыть все больницы и библиотеки страны. По мнению Туркменбаши, «весь квалифицированный медицинский персонал уже сейчас сосредоточен в Ашхабаде». А районные библиотеки нужно ликвидировать за ненадобностью - «деревенские жители все равно не умеют читать».
2005 год в Туркменистане - «год Рухнамы». Это произведение(в переводе означает «Духовное послание») вышло из-под пера самого Туркменбаши. Его поэтический труд был признан парламентом священным. Три из пяти томов включают в себя стихотворения Туркменбаши. В «Рухнаме» Туркменбаши описывает историю туркмен, начиная с ее «истоков» - со времен Ноя, то есть за «пять тысяч лет», - хотя известно, что туркмены в истории впервые упоминаются на тысячу лет позже.
Но Ниязова это не смущает. За «Рухнаме» Народный совет Туркмении в пятый раз удостоил Туркменбаши звания Героя Туркмении с вручением медали «Алтын-Ай». Таким образом, по числу высших государственных наград Туркменбаши сравнялся с Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильичом Брежневым, у которого было четыре звания Героя Советского Союза и одно - Героя Социалистического Труда.
Ниязов настойчиво ведет Туркменистан к «сказочной стране с молочными реками посередине пустыни, в которой каждый туркмен ездит на дачу на собственном лимузине». Кстати, не исключено, что такое возможно, так как Туркменистан, равный по площади Германии, располагает четвертыми в мире запасами природного газа.