Все началось в мае 1990 года, когда на факультете журналистики МГУ несколько уже известных тогда журналистов получили заверения в поддержке при создании первого в постперестроечном СССР авторского радио.
Главное «Ухо» Москвы
Как вспоминают сами создатели «Эхо», сакраментальное решение было принято на совещании с деканом факультета журналистики Ясеном Засурским, руководителями Ассоциации радио, изначально приютивших молодую радиостанцию, и журналистами «Огонька».
Хорошие СМИ процветают в конкуренции, а у «Эха» конкурентов так и не появилось
Возглавить редакцию было предложено присутствовавшему на том же совещании Сергею Корзуну. Все лето 90-го Корзун с коллегой Сергеем Бунтманом, питаясь только сигаретами, кофе и информацией, разрабатывали концепцию принципиально новой для Советского Союза разговорной радиостанции.
22 августа «Эхо Москвы» впервые вышла в эфир. «Когда мы только появились, нас называли «Ухом», - вспоминает основатель радиостанции Сергей Корзун. Сегодня Корзун объясняет тогдашний энтузиазм чисто утилитарным желанием давать друзьям источник правдивой информации без цензуры и купюр, с удовольствием признаваясь: «Мы делали это для близких нам людей и рады, что близкими нам людьми стали несколько миллионов человек».
Человеческий фактор
В студии радиостанции "Эхо Москвы", 1990 год (фото ИТАР-ТАСС) |
В 1991 году вещавшую откровенно о событиях в Москве радиостанцию попытались закрыть. ГКЧП издало соответствующий указ №3 о закрытии станции. Потом «Эхо Москвы» штурмовала группа «Альфа», и станцию снова закрывали. Летом 2001-го станция столкнулась с новыми рыночными условиями существования. Собственник радиостанции – холдинг Гусинского «Медиа-Мост» – оказался банкротом, задолжавшим кредитору - Газпрому - 262 млн. долларов. По истечении срока выплат долга акции радиостанции должны были перейти в собственность Газпрома, и журналисты забили тревогу.
В июне ставший главным редактором (вместо Корзуна) Алексей Венедиктов* заявил, что после вступления в права хозяина государственной компанией ждет увольнения всего топ-менеджмента радиостанции, смены творческого коллектива и полного изменения идеологии «Эха Москвы».
Начались длительные переговоры с новым собственником. От «Газпром-Медиа» журналисты добивались введения в состав совета директоров радиостанции собственно журналистов. Через какое-то время Газпром сдался. 23 июня в новый совет директоров радиостанции вошли по три представителя от каждой из крупных групп акционеров - Газпрома, «Медиа-Моста» и коллектива радиостанции. В совет директоров были избраны Рэм Вяхирев, Альфред Кох, Александр Резников, Владимир Гусинский, Евгений Киселев, Светлана Сорокина, Юрий Федутинов, Сергей Корзун и Владимир Варфоломеев.
Основатель радиостанции Сергей Корзун |
Отец-основатель
Когда финансовые и политические баталии оказались позади, «эховцы» столкнулись с другой проблемой – возникли диаметрально противоположные точки зрения внутри коллектива. После длительных конфликтов в руководстве станции «Эхо» покинул один из ее основателей - генеральный продюсер Сергей Корзун.
«Уход связан с тем, что нынешний главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов очень талантливый, но чрезвычайно авторитарный руководитель. Вполне вероятно, что мы останемся друзьями, но работать под его руководством нет никакой возможности: ни одна из моих идей и замыслов, которые я предлагал ему, не нашли своего воплощения и не увидели эфира», - коротко объяснил свое решение покинуть радио Корзун.
Тогда многие СМИ, не веря в серьезность конфликта на самой успешной информационной радиостанции, предрекали скорое возвращение Корзуна на «Эхо». Но чуда не случилось.
«Звучит страшно: сегодня у нас отец-основатель Сергей Корзун в гостях», - напряженно шутил весь сегодняшний день в эфире главный редактор Алексей Венедиктов.
«Эхо» – лучшая радиостанция», - оценил свое детище г-н Корзун, пришедший на эфир «Эхо Москвы». «Лучшая, но не хорошая. Хорошие СМИ процветают в конкуренции, а у «Эха» конкурентов так и не появилось», - добавил он.
Как бы там ни было, время демонстрирует - выбранный тогда создателями формат «нового радио» оказался востребован слушателями. Свою потенциальную аудиторию «эховцы» оценивают примерно в 25 млн. слушателей.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом