Мнения

Борис Толчинский
кандидат политических наук, публицист

На международных саммитах договариваться некому и незачем

19 июня 2024, 11:38

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency

В Швейцарии завершилась «мирная конференция», организованная коллективным Западом в поддержку Владимира Зеленского, главы киевского режима, который утратил легитимность еще 21 мая. Конференция планировалась как общемировой антироссийский саммит, но эта затея с треском проваливалась: в швейцарский Бюргеншток приехали представители от менее чем половины стран ООН, еще меньше было собственно глав государств, и далеко не все участники согласились подписать итоговый документ.

Среди отказавшихся – такие ведущие страны нарождающегося многополярного мира, как Бразилия, Индия, Саудовская Аравия, Индонезия и Южная Африка. Обсуждать Россию без самой России было глупо и нелепо. О чем прямо заявили лидерам Запада те участники швейцарского «саммита», кто еще сохранил здравомыслие. В этом, пожалуй, и заключается его единственный позитивный итог.

Был ли провал этого якобы «мирного саммита» в целом предрешен, и если да, то почему? Какой вообще смысл в личных встречах и переговорах на уровне глав государств? Попробуем разобраться, опираясь на опыт истории (а он богатейший).

Главное, что стоит понимать о международных саммитах: они были не всегда, да и не всегда есть в них нужда.

Египетский фараон Рамсес II никогда не встречался с царем хеттов Хаттусили III, но это не помешало им заключить эпохальный мирный договор. Царь персов Камбис II не встречался с фараоном Псамметихом III как с равным; их встреча состоялась против воли последнего, когда Камбис заявился в Египет во главе огромной армии, взял Мемфис и сам короновался фараоном. Ни один из римских императоров не встречался ни с одним из иранских шахов – до Валериана, который поневоле встретился с Шапуром, угодив к нему в плен; Шапур использовал спину императора как скамейку, когда садился на коня. Какой уж тут саммит!

Когда будущий император Ираклий уничтожил узурпатора Фоку, взошел на трон в Константинополе и послал шаху Хосрову II богатые дары, тот велел убить послов; за 18 лет чудовищной войны персов и ромеев, которая полностью изменит мир и проложит путь новой религии, пришедшей из пустынь Аравии, император с шахом ни разу не встретились, чтобы уладить дело миром.

Другой император, Иоанн Цимисхий, встретился с киевским князем Святославом, но это не был саммит равных: это была встреча повелителя великой православной империи с язычником, степным разбойником, у которого и государства-то не было, но который слишком далеко зашел и был удачлив; характерно, что вскоре после этой встречи, крайне лестной для Святослава, его убили другие степные разбойники – печенеги.

Василий II, сменивший Цимисхия, никогда не встречался с болгарским царем Самуилом, потому что разговаривать им было не о чем: Василий хотел видеть Болгарию частью империи, а Самуил сопротивлялся как мог и пока мог. Четыре века спустя роли переменились: уже император Мануил II совершил ряд «саммитов», скитаясь по европейским столицам и прося у латинян, недавних варваров, помощи против неумолимо наступающих на остатки Византии турок-османов. В тогдашних Европах василевса принимали, но помощи не оказали. Уже при его сыне Константинополь будет взят османами.

В эпоху Ренессанса саммиты расцвели, их было много, и они были прекрасны – всё больше праздники величия и самолюбования, чем переговоры: достаточно вспомнить «Поле золотой парчи» Франциска I и Генриха VIII. Но толку от них было мало. Ни один из саммитов короля Франциска и императора Карла V не предотвратил ни одну из Итальянских войн. Филипп II, сын Карла V, муж английской королевы Марии Тюдор, даже не попытался лично встретиться и поговорить с ее сестрой, новой королевой Елизаветой, прежде чем посылать к берегам Британии свою «Непобедимую Армаду». Царь Петр I, будучи проездом в Париже, встречался с юным королем Людовиком XV и даже держал его на руках. В следующий раз глава России появится в Париже через сто с лишним лет, это будет Александр I во главе победоносного русского воинства, покончившего со скороспелой империей Наполеона Бонапарта.

Наполеон, однако, встречался со многими европейскими правителями, в чью «братскую» семью он так тщетно надеялся вписаться. Но ему не довелось общаться лично ни с британским королем Георгом III, ни с кем-либо из премьер-министров; знаменитая карикатура, на которой Уильям Питт–младший и Наполеон делят мир, всего лишь аллегория. Хуже того, за все годы борьбы американских колонистов за свои права ни Георг III, ни бывший в то время премьером его единокровный брат Фредерик Норт даже не пытались выслушать их лидеров, понять и осмыслить позиции, найти точки соприкосновения и достичь компромисса. Первая встреча короля Великобритании с президентом США состоялась только в ХХ веке, это были Георг V и Вудро Вильсон.

Саммитов с Владимиром Лениным, главой большевиков, захвативших власть в России, у западных лидеров не было. Иосиф Сталин также не встречался ни с кем из президентов США и премьеров Британии – до Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля; возможно, и с ними встретиться не довелось бы, если бы их не свела мировая война.

Войну пытался предотвратить премьер-министр Невилл Чемберлен. Но его саммиты с Гитлером эту войну лишь отдалили, на год-два. И дело тут не в слабости премьера как политика, отнюдь, и не в «умиротворении агрессора», которое определяется постфактум, не тогда, когда еще есть шанс на мир.

Проблема в том, что если колоссальный маховик истории набрал обороты, то никакому саммиту его уж не остановить. И даже двум, трем саммитам подряд. Причины крушения мира следует искать не в неудачных саммитах конца 1930-х годов, а в обманчивых триумфах, гибельных решениях конца 1910-х. Тогдашние горе-победители решили, что могут выстроить заведомо несправедливый мир, построенный на унижении однажды проигравших. За их высокомерие и недальновидность целые народы расплатились десятками миллионов жертв. Этот трагический урок не должен повториться.

Большим любителем саммитов и верхушечной дипломатии был иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви. Он встречался со всеми американскими президентами от Франклина Рузвельта до Джимми Картера и со всеми советскими лидерами от Иосифа Сталина до Леонида Брежнева. Но это не помогло ему избежать революции в своей собственной стране. Когда кажется, что всё и вся определяется на встречах «наверху», то поневоле забываешь о народах. А в действительности именно они в конечном счете и решают всё в политике, решают, кому править и вести народы в новый справедливый мир, а кому – отправляться на свалку истории.

Вторая половина ХХ столетия – золотой век встреч на высшем уровне. В особенности 70-80-е годы, когда именно от таких встреч в буквальном смысле зависели судьбы мира. Я отлично помню это время, эти саммиты: мы ждали их, затаив дыхание. Развитые средства транспорта и коммуникации уже позволяли лидерам ведущих государств проводить саммиты быстро и оперативно, не тратя, как в былые времена, недели и месяцы на путь к месту встречи.

Что же произошло потом, уже в нашем столетии? Почему значимость саммитов резко упала?

Во-первых, коммуникации развились настолько, что для личной встречи и не обязательно встречаться в одном месте. Чтобы посмотреть друг другу в глаза, достаточно видеоконференции по интернету.

Во-вторых, изменились весовые категории держав, а главное, их представления об этих категориях, о собственном весе и роли в мире. Франциск I и Генрих VIII, Иосиф II и Екатерина II, Никсон и Брежнев, еще даже Рейган и Горбачёв – встречались как равные, то есть как лидеры равных по мощи сторон. А Клинтон и Ельцин – уже нет. Это положение непросто изменить. Одержимые присущим им снобизмом, лидеры коллективного Запада не желают понимать, как изменился мир со времен крушения СССР, и насколько стремительно он продолжает меняться в сторону реальной многополярности.

В-третьих, саммиты утратили свой прежний смысл, но не приобрели новый. Говорить, по сути, не о чем. Позиции сторон заранее известны, они определяются не личными пристрастиями и желаниями лидеров, а таким многообразием сложнейших факторов реальности – от исторической матрицы до общественного мнения, что почти не оставляют поля для маневра, политического компромисса. Проще говоря, дух времени таков, что Байден, даже если бы он мог, если был бы в состоянии физически и интеллектуально, и сам бы это хотел, не волен сыграть роль Рейгана. А Путину, вне всякого сомнения, несвойственна роль Горбачёва. Потому и нет сегодня никаких мемов «Байден и Путин делят мир», что мир в наше время разделить невозможно – он уже разделен и расколот, а как, когда и в каких диспозициях сложится заново, решит только история.

И в-четвертых, в наше время, буквально в последние годы, становится всё более заметно, насколько разные калибры у политиков, стоящих во главе ведущих стран. С одной стороны – лидеры исторического масштаба, многоопытные и компетентные, облеченные доверием своих народов, управляющие ими в полном соответствии с культурно-историческими матрицами своих стран-цивилизаций, традициями и ценностями. На Западе их называют, с плохо скрываемой завистью, «авторитарными», но на самом деле это лишь признание того важнейшего свойства ответственной власти, которое мудрые римляне называли auctoritas, авторитет.

С другой стороны – временщики, оказавшиеся у власти случайно, в результате даже не выборов, а закулисных сделок, ситуативных соглашений партий с целью получить парламентское большинство, хотя бы минимальное, в одного-два депутата, но необходимое для формирования правительства. Часто это даже не политики, а только активисты агрессивных и назойливых меньшинств. Они навязывают обществу свои «повестки». И затем, оказавшись в правительстве, эти «повестки» продвигают, не считаясь с реальностью, даже не понимая, в чем она, реальность, состоит.

«Помощь Украине» – одна из таких навязанных западным обществам «повесток», и ее суть вовсе не в помощи народу Украины. До народа Украины временщикам с коллективного Запада вообще нет дела. Украинцы им нужны лишь для того, чтобы их руками воевать с Россией. Но антироссийская «повестка» помогает временщикам удерживаться у власти в своих странах и в Европе в целом. Она сплачивает их, по сути не способных ни на что живое, созидательное, конструктивное.

Времена таких гигантов европейской и мировой политики, как Черчилль, де Голль, Брандт, даже как Тэтчер, Ширак или Коль, увы, канули в Лету. Политика в ЕС настолько измельчала, что у них остались только шольцы, сунаки да макроны с фон дер ляйен. А за океаном, в «самой свободной стране мира», первенство оспаривают друг у друга два непримиримых старика, один – с отчетливо прогрессирующей деменцией, другой – под уголовной статьей. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. 

Ну и на какой предмет проводить саммиты с такими людьми? Если за свои слова временщики не отвечают. Если врали нам без счету раз и готовы снова. Если озабочены не судьбами своих народов, тем более не мира в целом, но только тем, как выиграть (вернее, как не проиграть) свои очередные выборы. Если на следующих выборах, когда они всё же проиграют, на смену им придут другие, а обещания этих отменят.

И если мы внимательно посмотрим на мотивы вдохновителей швейцарской «мирной конференции», мы там не увидим ничего, кроме стремления любой ценой удерживаться на плаву. А ради этого – бесконечно угождать финансовым элитам, группам влияния, агрессивным меньшинствам, крикливым активистам и продажной прессе, в общем, всем, кто может повлиять на исход выборов. И так как выборы у них проходят постоянно, то в одной стране коллективного Запада, то в другой, а позиции временщиков заведомо слабы и уязвимы, они обречены вращаться в этом замкнутом кругу. Даже если кто захочет подлинного мира с учетом интересов всех сторон – его немедленно обложат, изолируют и заклюют.

Интересно, что последняя встреча действующих президентов России и США состоялась там же в Швейцарии три года назад. Администрация Байдена тогда только пришла в Белый дом, и в то время была хрупкая, но всё же надежда на здравомыслие лидеров коллективного Запада. Они эту надежду разрушили.

Саммит в наше время – важнейший элемент деэскалации, в этом его роль незаменима. Если он не выполняет свою роль, то становится лишь имитацией и профанацией, конфликт не разрешает, но усугубляет. Разговаривать друг с другом, понимать позиции, находить решения скопившихся проблем – важнейший долг ответственных политиков. Но когда одна сторона конфликта проявляет ответственность, а другая с упоением играет в пиар-игры, у ответственной стороны не остается иного выхода, как твердо стоять на своем. Так поступали все те же римляне, мудрые и стойкие, в отношениях со лживыми эллинистическими царьками, озабоченными только своей славой.

Идти до конца, пока «партнеров» не проймет. А их проймет. Не их самих, так их народы. И тогда снова появятся ответственные политики сопоставимого масштаба, с которыми имеет смысл встречаться на саммитах и договариваться о справедливом мире. 

Вам может быть интересно

ПВО сбила семь атаковавших Москву беспилотников
Темы дня

«План Зеленского» оказался вбросом и имитацией

«Кремль воспримет украинскую версию как издевательство или вброс». Такими словами эксперты комментируют очередной «мирный план», представленный главой киевского режима Зеленским. Что содержит этот документ и почему он не может являться реальной основой для урегулирования украинского кризиса?

США принуждают Европу к свободе слова

Невиданное доселе событие произошло в западном мире – Соединенные Штаты ввели санкции против своих ближайших союзников, европейцев. СМИ уже называют происходящее «новой холодной войной» – причем не с Россией, а с Европой. Что стало причиной столь острого конфликта между Европой и США?

Бывший посол Норвегии похвалил уровень жизни в Москве

ГУР Минобороны Украины начало кампанию против Генштаба ВСУ

Закончилась четырехлетняя дисквалификация Валиевой

Новости

Чиновников польского Гданьска не впустили в здание генконсульства России

Чиновникам польского Гданьска не удалось попасть в здание генконсульства России, которое они собирались захватить, следует из сообщения главы пресс-службы администрации города Изабелы Козицкой-Прус.

Собянин сообщил о дефиците 500 тыс. работников в Москве

Число свободных рабочих мест в столице, остающихся невостребованными, сейчас достигает 500 тыс., и на фоне демографических изменений этот показатель может увеличиться, заявил мэр Сергей Собянин, выступая с отчетом о работе правительства столицы в Мосгордуме.

Суд арестовал директора подмосковного пансионата после массового отравления

Гендиректор пансионата в Московской области, где после массового отравления скончались шесть человек и пострадали более 40 постояльцев, отправлена в СИЗО до 19 февраля 2026 года, сообщили в СК России.

В Госдуме оценили перспективы доступа к VPN в 2026 году

Ожидать ограничений на использование VPN в России в 2026 году не стоит, заявил глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

Авиаэксперт объяснил значение отечественного двигателя для самолета «Байкал»

Легкий многоцелевой самолет «Байкал» с двигателем российского производства может произвести революцию в малой авиации России и связать отдаленные населенные пункты, рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

Долина попросила о возможности пожить в проданной квартире

Певица Лариса Долина обратилась с просьбой остаться в купленной Полиной Лурье квартире в Хамовниках на несколько месяцев, сообщила адвокат покупательницы Светлана Свириденко.

Путин в телеграмме Ким Чен Ыну отметил героизм солдат КНДР

Президент России Владимир Путин направил лидеру Северной Кореи Ким Чен Ыну телеграмму с новогодним поздравлением, в которой отметил героизм солдат КНДР при освобождении Курской области, сообщило Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК).

Постпред США при НАТО заявил о согласовании гарантий безопасности Киеву

Основное внимание переговоров между США и Киевом уделяется вопросам разделения территорий, поскольку гарантии безопасности уже практически согласованы, заявил постоянный представитель США при НАТО Мэтью Уитакер.

Умерла основатель РЕН ТВ Ирена Лесневская

Ушла из жизни основатель телеканала РЕН ТВ, российский медиаменеджер Ирена Лесневская, сообщила гендиректор «VK видео» Марианна Максимовская.

В Москве автомобиль сбил бывшего помощника Горбачева

В центре Москвы автомобиль Mercedes сбил политолога Бориса Славина, бывшего помощника Михаила Горбачева, он находится в реанимации, сообщил его сын.

«Почта России» опровергла сообщения о массовых увольнениях

За последние 11 месяцев текучесть кадров в «Почте России» составила 32,9%, это один из самых низких показателей в отрасли, сообщили в пресс-службе компании.

Bloomberg: За год укрепление рубля стало самым сильным с 1994 года

За последние 12 месяцев укрепление российской валюты достигло рекордных показателей, курс вырос на 45%. В результате рубль вошел в пятерку самых прибыльных мировых активов, пишет агентство Bloomberg.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов