Мнения

Михаил Диунов
кандидат исторических наук, публицист

Школьные уроки истории хотят деевропеизировать

27 января 2022, 12:24

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. Об этом в интервью сразу нескольким федеральным СМИ сообщил академик Александр Чубарьян. Среди грядущих перемен, обозначенных ученым, пожалуй, самый существенный отклик в обществе вызвало желание уменьшить долю европейской истории за счет более подробного изучения прошлого Азии, Африки и Америки. Многие насторожились: не приведет ли смена концепции к полной ревизии исторической картины, которая предстает перед школьниками?

Опасения отнюдь не случайны. Все мы хорошо видим, как в последние годы на Западе под давлением сторонников политкорректности, активистов борцов за права меньшинств и пламенных агитаторов за мультирасовость и мультикультурность, переписывают историю в угоду современным политическим доктринам.

Дело доходит до того, что решением современной версии «BLM-ревкомов» отменяются достижения европейской мысли, культуры и искусства. Европейская история провозглашается угнетающей другие народы, европейская культура объявляется ничтожной. Вместо Римской империи или Столетней войны рекомендуют изучать прошлое африканских племен. Вместо европейских классиков музыки – этнические мотивы. Вместо «белых» философов Древней Греции и Европы – «цветных» мыслителей самых разных стран и народов. Что? Не хватает таких? Неважно – главное избавиться от «белого супремасизма», то есть идеологии превосходства. Традиционной европейской культуре изначально клеится ярлык «расистской», после чего заявляется, что она должна быть заменена на более толерантные формы.

Опасность такого решения присутствует и в России. Уже давно известно о стремлении некоторых идеологов регионального национализма переписать историю России ради смягчения, как они полагают, слишком острых углов. Например, объявить золотоордынское иго несуществующим. Или хотя бы просто умолчать об этой продолжавшейся 300 лет части нашего прошлого, оставившей в национальной памяти русского народа самые неприятные воспоминания. Ничуть не меньше попыток «удлинить» собственную историю, когда без каких бы то ни было исторических и тем более археологических доказательств у некоторых народов обнаруживается внезапное увеличение возраста. Ведь чем древнее – тем престижнее.

Например, попытки приписать Казани несколько сотен лишних лет были еще в советское время. Но тогда, несмотря на господство одной идеологической доктрины, историческая наука обладала куда большим весом. Ученые смогли объяснить властям, что уже в 1970-х годах были попытки подлога археологических источников, из-за чего даже 800 лет Казани было сочтено сомнительной датой. В 1990-е годы стесняться перестали, контроль со стороны Москвы ослаб, и Казани просто взяли и «нарисовали» тысячу лет, хотя убедительных оснований для такого вывода не существовало.

В той же Казани звучат рассуждения, что вхождение в состав России носило характер колониального завоевания и привело к национальному угнетению татарского народа. От таких заявлений до идеологического обоснования сепаратизма – всего один шаг. И если вы думаете, что подобные проблемы свойственны лишь Татарстану, то ошибаетесь.

Но вернемся к пересмотру приоритетов в школьном курсе истории. Казалось бы, более широкое изучение мировой истории – это хорошее дело. Но такое изменение вряд ли приведет к тому, что уроков, отводимых на историю, станет больше. А это значит, что ученики просто будут меньше знать об истории России, которую надо знать обязательно, и истории Европы, с которой Россия связана множеством цивилизационных связей, от общей культуры до общей религии – христианства. Безусловно, изучение истории Индии, Китая или Мезоамерики – дело полезное и расширяющее кругозор. Но какой в этом прок, если школьники не будут знать, как образовалось национальное русское государство или какие реформы проводили Петр I и Александр II. Не кажется ли, что русская история несколько важнее истории стран Азии и Африки?

Непонятным остается и вопрос: в какую сторону будет расширено преподавание всеобщей истории. Если в сторону Европы, то это одно. Если школьникам придется изучать прошлое далеких континентов – это совсем иное. Ведь различные мировые регионы оказывали на ход исторического процесса абсолютно разное воздействие. Если, например, Древняя Греция и Древний Рим – это основополагающие цивилизации мировой истории, то знания о Большом Зимбабве не дадут ученикам никакой полезной информации. Это, конечно, идет вразрез с современными политкорректными доктринами, но надо признать, что иудеохристианская цивилизация Европы и Передней Азии сыграла в истории современного человечества куда большую роль, нежели все остальные цивилизации.

Возьмем великую китайскую культуру. Спора нет, она оказалась основополагающей для всего гигантского региона от Индокитая до Дальнего Востока. Но какова ее роль в мировой истории? Не слишком-то и большая. Безусловно, ее значение будет расти по мере повышения значимости всего этого региона в мировой политике и экономике, но прошлое нельзя изменить. Его можно только насильственно переписать. Как это делают сейчас в США, осознанно занижая значение европейской культуры и возвышая все прочие региональные культуры.

Если посмотреть на опыт других стран, то мы обнаружим, что там в школах изучается почти исключительно собственная история, а всемирной истории уделяется лишь малая часть времени. Разумеется, мировая история должна изучаться в куда большем объеме, чем сейчас. Не зная, что происходило, скажем, в XVIII веке в Европе и Азии, невозможно полностью понять логику развития русской истории. Но место такому параллельному курсу не в школе, а в вузе. Вот там действительно стоит расширять преподавание всемирной истории.

Иной вариант приведет лишь к тому, что школьники не будут знать ни «историю вообще», ни прошлое своего Отечества. А человек без знания собственной истории легко становится жертвой чужих идеологических манипуляций. Что, в свою очередь, несет явную угрозу национальной безопасности и будущему России. Деевропеизация, по сути, превращается в дерусификацию.

Еще одна проблема новой концепции – вынос вопроса об исторических персоналиях из государственной концепции и перекладывание этой задачи на плечи учителей. Как сообщил академик Чубарьян: «Кто-то предложил включить в список нобелевских лауреатов, тут же нашлись противники. Взять всех академиков, как для энциклопедии? Но их слишком много. Всех лауреатов Госпремии? Но есть те, кто не получили премий, но очень достойные ученые... Или в области искусства начали сравнивать по таланту Пугачеву с Шульженко. В общем, принято решение перечень персоналий и дат вынести за скобки обязательного стандарта».

Но дело это крайне опасное, потому что отсутствие обязательного списка национальных героев приводит к риску, что в этом списке могут оказаться люди, этого отнюдь не заслуживающие. А кто станет национальными героями в национальных республиках? Есть опасения, что кое-где школьникам предложат изучать «великого хана Батыя» и проклинать первых объединителей Руси Александра Невского и Дмитрия Донского.

Впрочем, есть в планируемой реформе и положительные стороны. Нельзя не отметить отказ от концентрической системы, когда преподавание истории, по сути, велось только до девятого класса, а в старших классах она изучалась повторно. Тот же самый материал, причем даже не в более подробном изложении, по причине нехватки времени. Да, дополнительно рассматривались некоторые вопросы, но про многие приходилось забывать. Сейчас планируется, что в старших классах будет изучаться история ХХ века.

Это хорошо, но как часто бывает, концепция страдает от временной аберрации. Самая последняя часть истории кажется самой важной и заслуживающей более всего времени на изучение. Однако это не так. Не зная подробно историю Древнего мира, Средних веков и Нового времени мы никогда не сможем разобраться во всех сложнейших процессах, сопутствующих истории ХХ века. Почему достигла расцвета, а затем распалась колониальная система? В чем причина двух мировых войн? Почему взлетело, а затем пришло в полное ничтожество всемирное левое политическое движение? Ответы на эти важнейшие вопросы находятся далеко за пределами ХХ века.

Стоит обратить внимание и на синхронизацию курсов русской и мировой истории в школе. Авторы концепции справедливо замечают, что когда одновременно изучается XVIII век в России и XVII век всеобщей истории – это вызывает непонимание у школьников. Вот это дело исключительно благое – и его невозможно не похвалить.

Вам может быть интересно

Подавший сигнал тревоги самолет Москва – Оренбург успешно сел в Шереметьево
Темы дня

Россия отрезвит Макрона и Кэмерона ядерным оружием

Владимир Путин поручил начать подготовку учений ракетных соединений Южного военного округа, ВКС и сил ВМФ. Российские военные будут отрабатывать применение нестратегического ядерного оружия. Решение принято на фоне агрессивной риторики европейских лидеров о возможном вводе сухопутных войск стран НАТО на Украину и применении дальнобойного оружия для ударов по территории России. Смогут ли ядерные учения остудить пыл западных политиков?

Преодолена критическая зависимость от западных турбин

Россия преодолела зависимость от газовых турбин большой мощности Siemens и General Electric, заявил глава Ростеха Сергей Чемезов. И Россия, в отличие от Ирана, сделала это благодаря собственным мозгам и технологиям. Первая серийная турбина будет установлена на электростанцию на Таманском полуострове. Как Россия вообще оказалась в такой критической зависимости от западных турбин?

Российские войска освободили Соловьево в ДНР и Котляровку в Харьковской области

Арсен Аваков объявлен в розыск в России

Боррель предложил производить оружие на Украине

Новости

Стало известно о ликвидации именитого трио ВСУ

Российские войска в зоне СВО ликвидировали знаменитых украинских боевиков Александра Луковца с позывным «Броня», Оксану Демчук («Гуцулка») и Андрея Сидора («Малюк»), сообщил военкор Руслан Татаринов.

ВСУ безуспешно попытались вернуть позиции в районе Сватово

Подразделения ВСУ в минувшие выходные безуспешно попытались вернуть ранее утраченные позиции в районе Сватова ЛНР, силы России отбили атаки противника и заняли более выгодные рубежи, заявил военный эксперт Андрей Марочко.

На Украине сравнили российскую бомбу с землетрясением

Удар российской бомбы, сброшенной с самолета ВКС России, был сравним с землетрясением.

Мужчина попытался сбежать с Украины в женском платье

Украинские пограничники задержали 44-летнего мужчину, который пытался незаконно выехать из страны в Румынию, переодевшись в женщину.

Черноморский флот уничтожил пять катеров ВСУ у побережья Крыма

Силами Черноморского флота ВС России в районе северо-западного побережья Крымского полуострова уничтожено пять безэкипажных катеров ВСУ, сообщили в Министерстве обороны.

Обвиняемый во взятке замминистра Иванов попросил о домашнем аресте

Адвокаты обвиняемого в получении взятки заместителя министра обороны Тимура Иванова просят Мосгорсуд отменить решение о заключении под стражу и перевести своего подзащитного под домашний арест. Аппеляционная жалоба будет рассмотрена 8 мая.

Кремль объяснил необходимость учений с ядерным оружием

Западные представители заявляли о готовности и даже намерении отправить вооруженные контингенты на Украину, чем провоцировали новый, беспрецедентный виток напряженности, заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, объясняя подготовку ВС России к предстоящим ядерным учениям.

В Кремле объяснили объявление в розыск украинских политиков

МВД объявило в розыск украинских политиков – нынешнего президента Владимира Зеленского и экс-президента Петра Порошенко – в рамках расследований преступлений киевского режима, сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.

ФСБ рассекретила признания адъютанта Гитлера о вкладе СССР в разгром нацизма

Федеральная служба безопасности России рассекретила документы из следственного дела бывшего личного адъютанта Адольфа Гитлера Отто Гюнше, в которых он признает решающую роль СССР в разгроме нацизма.

В СВР заявили об активизации усилий США по поиску альтернативы Зеленскому

США активизировали усилия по поиску альтернативы президенту Украины Владимиру Зеленскому, сообщило пресс-бюро Службы внешней разведки (СВР) России.

Госдума одобрила запрет иноагентам быть кандидатами и наблюдателями на выборах

Госдума приняла пакет поправок к законопроекту, которые запрещают иностранным агентам баллотироваться на выборах всех уровней, быть наблюдателями и занимать посты в органах власти.

Польский судья попросил политического убежища в Белоруссии

Судья воеводского административного суда Варшавы Томаш Шмидт обратился к президенту Белоруссии Александру Лукашенко с просьбой предоставить ему политическое убежище из-за несогласия с политикой польских властей, следует из его заявления в Минске.
Мнения

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?