Мнения

Алексей Куприянов
к.и.н., научный сотрудник ИМЭМО РАН

У России есть единственный выбор между Индией и Пакистаном

9 апреля 2019, 12:26

Фото: K.M. Chaudary/AP/ТАСС

Индо-пакистанский конфликт – один из самых запутанных и странных в мировой истории. Он начался даже не с момента образования Индии и Пакистана, а прямо в процессе, когда бывшие княжества Британской Индии пытались определиться, с кем им быть дальше. С тех пор вот уже 72 года Исламабад и Нью-Дели живут в состоянии «ни мира, ни войны», где конфронтация сменяется разрядкой. За это время они успели обзавестись ядерным оружием и три раза серьезно повоевать. Пограничных инцидентов наподобие последнего, со сбитым индийским истребителем, произошло вообще без счета.

При этом нельзя сказать, что народы Индии и Пакистана друг друга ненавидят. Совсем наоборот: у многих есть родственники по ту сторону границы, люди смотрят одни и те же фильмы и любят одни и те же игры. Политики в Нью-Дели и Исламабаде отлично понимают, что затянувшийся конфликт из-за Кашмира невозможно разрешить военными средствами – но страны все равно продолжают жить в странном состоянии полувражды.

Сразу после образования Индии и Пакистана Советский Союз пытался развивать отношения с обеими странами. Советские специалисты помогали и индийцам, и пакистанцам строить тяжелую промышленность, студенты из обеих стран учились в советских вузах. Во время Второй индо-пакистанской войны 1965 года СССР выступил в роли примирителя, усадив враждующие стороны за стол переговоров в Ташкенте.

Но постепенно советская политика становилась все более проиндийской – по мере того, как военные режимы, приходившие к власти в Пакистане, все больше сближались с Западом. Пакистан подписал Багдадский пакт, входил в состав СЕАТО и СЕНТО – блоков, созданных специально для того, чтобы сдержать распространение советского влияния в Азии. При этом Индия, будучи одним из лидеров движения неприсоединения, объективно действовала в интересах Москвы, поддерживая борьбу бывших колоний за независимость. К началу 1980-х вектор отношений Москвы с двумя южноазиатскими республиками определился окончательно – после того, как Индия отказалась осудить ввод советских войск в Афганистан, а Пакистан превратился в главного спонсора моджахедов, тренируя их в своих лагерях и снабжая оружием.

Великая советско-индийская дружба в одночасье рухнула в 1991 году. Новый глава МИД Андрей Козырев провозгласил, что Индия больше не является приоритетным партнером новой России. Нью-Дели, только что с трудом выкарабкавшийся из финансового кризиса и враз лишившийся одного из важнейших торговых и политических партнеров, стал искать место в новом мире, все больше внимания обращая на страны Юго-Восточной Азии и на Запад, откуда могли прийти технологии и инвестиции. 1990-е стали для российско-индийских отношений потерянным временем. Когда Москва вновь обратила внимание на Южную Азию, ситуация кардинально изменилась: Индию, превратившуюся из страны третьего мира в великую державу, уже вовсю обхаживали американцы.

Это историческое наследие России приходится учитывать сейчас во взаимоотношениях с Индией и Пакистаном. В обеих странах пристально следят за тем, что делает Москва. Особо пристально, конечно, в Индии: Нью-Дели регулярно напоминает российским политикам о старой дружбе – особенно в моменты, когда Москва делает очередной шажок в сторону Пакистана. На ответные упреки в том, что Индия сама сближается со Штатами, проводящими недружественную России политику, следует, как правило, ответ: это же совсем другое дело. И как ни странно, это действительно так.

Соединенные Штаты, будучи сверхдержавой, могут позволить себе одновременно продавать оружие и наращивать связи и с Индией, и с Пакистаном – обе страны заинтересованы в благосклонном отношении Вашингтона, поэтому на дружбу с противником предпочитают закрывать глаза. Нынешняя Россия себе такого позволить не может, и отсутствие мощной экономики, недостаток жесткой и мягкой силы приходится восполнять дипломатическим искусством. Это тем сложнее делать, что претензий друг к другу у Москвы и Нью-Дели накопилось немало, и многие из них вполне обоснованы.

Тем не менее статус Индии и Пакистана для России по-прежнему неодинаков. Индия – особо привилегированный стратегический партнер, Пакистан – просто дружественная страна без особых обязательств. Иногда отечественные политики и оборонщики, уставшие от сложностей взаимодействия с индийцами или разочарованные итогом очередного конкурса, по результатам которого Нью-Дели вместо проверенной российской техники закупает французскую, американскую или израильскую, предлагают плюнуть на всё и переориентироваться на Пакистан, который готов без лишних финтов купить российские танки, истребители и ракеты. Обида понятна, но политик тем и отличается от школьника, что разум у него превалирует над эмоциями.

Индия и Пакистан – величины совершенно несопоставимые. По ВВП Индия по любым подсчетам входит в первую десятку (а по ВВП (ППС – паритету покупательной способности) – и в первую тройку) стран, в то время как Пакистан занимает почетное 40-е (или 25-е по ППС) место. По всем параметрам – от научных исследований до культурного влияния – Индия несравнимо сильнее Пакистана, экономика которого в значительной степени зависит от иностранных кредитов.

Индия – один из немногих мощных игроков на международной арене, руководство и население которых относятся к России очень хорошо. Сотрудничество России и Индии развивается не только в военной, но и в научной, энергетической, культурной сферах. Между нашими странами ни разу не было конфликтов, Советский Союз много сделал для становления Индии в качестве великой державы. Мягкая сила СССР – от миллионов книг, по которым учились читать индийские школьники, до радиовещания на национальных языках, – оказалась крайне эффективной.

Индия сейчас объективно является великой державой, лидером в регионе Индийского океана, и в этом качестве проводит самостоятельную внешнюю политику, которая базируется на идее стратегической автономии. Нью-Дели не намерен сближаться ни с Москвой, ни с Вашингтоном, ни с Пекином слишком сильно: Индия очень болезненно относится к вопросу суверенитета и не собирается жертвовать своими интересами во имя чужих. Даже во времена холодной войны, когда Индия была неизмеримо слабее, она так и не вошла в состав советского блока. США сейчас пытаются превратить Индию в антикитайский плацдарм – но она упорно отказывается превращаться, наоборот: сейчас Нью-Дели нормализует отношения с Пекином, пытаясь восстановить утраченное в 1962 году доверие.

Но при этом Москва не может отказаться от сближения с Исламабадом. Невзирая на свою сравнительную слабость, Пакистан остается ключевым игроком в регионе Южной и Центральной Азии, без учета интересов которого невозможно урегулирование афганского конфликта. Порвать с Пакистаном означает лишить себя важного рычага воздействия на ситуацию в регионе.

Единственный выход – работать с обеими сторонами, не забывая при этом о стратегическом значении Индии. При этом Москве стоит куда больше внимания обращать на борьбу с основным региональным злом – терроризмом, от которого страдают все государства. Вполне можно помогать Пакистану так, чтобы это не вызывало беспокойства у Индии – тщательно контролировать использование пакистанцами военной техники и техники двойного назначения, следя, чтобы она использовалась против талибов, а не против индийских войск в Кашмире. Антитеррористическая повестка – одна из самых удобных для Москвы, и это нужно использовать.

Но самое главное – необходима длительная и кропотливая работа над собой, восстановление позиций в экономике, науке, политике, утраченных после распада СССР. Чтобы претензии к внешней политике России выгоднее было как можно скорее забывать, а не предъявлять.

Эксперт принимает участие в Российско-индийской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Индийско-российские отношения в новом стратегическом контексте» (Москва, 9 апреля 2019 года).

Вам может быть интересно

Новая госпрограмма вооружения включила ИИ в приоритетные направления
Темы дня

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого "крепкого орешка" предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

Россия взяла под контроль главную проблему в экономике

Одним из главных успехов российской экономики в 2025 году стало взятие разгоняющейся инфляции под контроль. Еще в начале года жесткая политика ЦБ по ставке – а регулятор довел ее до рекорда в 21% – казалась многим чересчур жесткой. Однако результат к концу года показал эффективность этой политики. Несмотря на это, инфляционные ожидания россиян растут. Что будет с ценами и ключевой ставкой в новом году?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Российские войска освободили Косовцево в Запорожской области

Подразделения группировки войск «Восток» продолжали продвижение вглубь обороны противника и освободили Косовцево. Кроме того, за неделю они освободили Андреевку в Днепропетровской области и Заречное в Запорожской области.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

Банк России представил обновленную тысячерублевку

Новые банкноты номиналом 1000 рублей появятся в обращении постепенно, этот процесс может занять от одного года до полутора лет, сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Белов.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

В ЕС собрались ограничить полномочия будущих новых членов

Европейская комиссия разрабатывает инициативу, которая позволит ограничивать полномочия вступивших в ЕС стран при отступлении от демократических ценностей, пишет Politico.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов