Мнения

Елена Кондратьева-Сальгеро
журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»

Никогда еще Рига не была таким русским городом, как сегодня

16 августа 2018, 19:20

Фото: press.lv

Крамольную вещь скажу, но вы дослушайте, без паники, злобы и истерики, а я постараюсь пояснить.

Никогда еще Рига не была таким русским городом, как сегодня.

И дело здесь не только «в том, что» и «несмотря на». Не в том, что в населении Латвии русские все еще «крупнейшее национальное меньшинство» (около 27%). И несмотря на жестко ограничительную языковую политику, строго регулирующую употребление русского языка, от официальных вывесок и объявлений до устной речи в общественных местах.

О вывесках: наименование любого учреждения, от кафе-бара до муниципального театра (если только речь не об имени собственном, прописанном на латинице), должно фигурировать на латышском языке, рядом с любым возможным иностранным.

Об устной речи: работники любого учреждения в любом общественном месте обязаны уметь общаться на латышском языке, если к ним обращаются по-латышски.

До сих пор все логично, прилично, привычно. Драма и трагедия впереди: гражданам Латвии сегодня вполне открыто и даже официально предлагают сигнализировать обо всех тревожных симптомах любых «русских» отклонений, рассматриваемых как неподчинение государственной языковой политике и даже как некий языковый прозелитизм.

Сигнализировать предлагается телефонным или письменным способом в специальные организации.

Если, например, вы обращаетесь к работнику аптеки, магазина или любого другого общественного места по-латышски, а вам отвечают по-русски – сигнализируйте.

И работник, и работодатель будут оштрафованы, а при рецидиве – лишены и бизнеса, и работы. Уже по статье: чтоб уважали латвийские законы и не мнили о себе.

Беда в том, что, как во многих «полезных для нации» начинаниях, перегибов всегда больше, нежели достижений, и откликаются они иногда самым диким способом.

Поэтому из случаев, когда добропорядочные граждане, призванные сигнализировать, добросовестно сигнализируют чуть ли не обо всем подряд, уже создаются мелкие анекдоты, по мере накопления становящиеся страшилками.

То гражданe сигнализировали языковой полиции о двух работницах одной аптеки, просто разговаривающих между собой по-русски за прилавком (что языковой политикой не запрещено). То о вывеске французской булочной Cadets de Gascogne, хозяин которой, безалаберный француз, пренебрег перевести название на латышский (но, боже мой, Ватсон, как??!), а его работницы «общались между собой по-русски в присутствии покупателей».

Француз оказался стойкий, вывеску не сменил, работниц не уволил, а, наоборот, что-то такое высказал языковой полиции, на непонятном диалекте, после чего и его и работниц оставили в покое. Но сам он, по свидетельству очевидцев, все-таки взгрустнул и даже выразил желание кондитерскую закрыть, хоть пока и удержался.

Отступила языковая полиция и перед вовсе неслыханным и труднообъяснимым случаем.

В одном из центральных рижских кварталов находится кафе под удивительным в наше просвещенное время названием «Ленинград». Не забытое и оставшееся со смутных времен, а очень даже недавнего и совсем свежего разлива заведение, весьма чуднОй ориентации.

На вывеске – название «Ленинград» русскими буквами и никакого «перевода» на латышский. Внутри – окончательный обескураж и разрыв шаблона.

Прямо со входа вы попадаете в родной питерский подъезд намертво въевшегося в кожу семидесятья, с вечной патиной линялых красок, щедро облупленной штукатуркой и «винтажными» велосипедaми у перил.

Еще один шаг внутрь – и вы окончательно пересекаете временно-пространственный портал.

Вас окружают призраки, осязаемые и четко ощутимые. Вся меблировка, сервировка и декорация любым экспертом безоговорочно датируется временем «русского застоя»: советские серванты (они же румынские, польские и гэдээровские), буфеты и диваны, хрусталь и керамика, радиолы, радиоприемники, эстампы, книги, глобусы, изображения Ленина в гипсе, в масле, в выжигании по дереву, тут же, рядом, экипировка вокально-инструментальных ансамблей в стиле «Лейся, песня» – гитары, барабаны, электропульты, в обрамлении постеров давно забытых исполнителей, вперемешку с портретами Андропова, Раймонда Паулса и женских бюстгальтеров моделей восьмидесятых...

Весь этот ностальгически-аляповатый китч на самом деле вовсе не идеологический коктейль и не инсталляция на продажу. Это простая и честная декорация, отражающая чисто вкусовые предпочтения организаторов этого вневременного дизайнерского анклава.

Кто организаторы, вы не догадаетесь никогда, поэтому не стану томить: кафе «Ленинград» в Риге закрутили и наворотили молодые и модные ребята, причисляющие себя к латышским националистам.

От перечитывания вышесказанного смысл не изменится: такую вопиюще вызывающую ностальгию «по-советски» замутили именно латышские националисты, официальная партия которых, нынче у власти, всеми подручными и подножными средствами пытается выдавить из страны все, хоть сколько-нибудь напоминающее о «русскости», России, и прежде всего – о русском языке.

Как это согласовывается с партийной линией, понять трудно и исчерпывающе объяснить невозможно. Поэтому сами, сами – думайте сами.

Кафе забито русскими книгами, которые каждый посетитель, даже и не пожелавший здесь столоваться, может спокойно почитать и даже унести с собой, просто под честное слово о возврате. Точно так же любые русские книги можно принести сюда и оставить на полках, для возможно заинтересованных.

Здесь свободно и потрясающе доброжелательно говорят по-русски и по-латышски, в одинаковых пропорциях.

Все в целом это напоминает эдакий «золотой андеграунд» достаточно обеспеченной интеллектуальной молодежи, свободно и приветливо принимающей у себя всех заинтересованных, любопытствующих и мимо проходящих.

Зачем они все это делают: им это нравится. Что конкретно нравится? Нравится «дух той эпохи, не застоя, а вообще», стиль, общий настрой, чисто декоративный аспект, ностальгическое воспоминание «дружбы и покоя».

Как бы то ни было, «мы так видим и хотим, чтобы воспоминание об этом длилось и сохранялось. Мы не хотим, чтобы это осквернялось, очернялось или стиралось из национальной истории».

На все ожидаемые изумления – один ответ: наше право. Пусть будет. Мы так хотим, и y нас этого не отнимешь.

Молодые латышские националисты, партия которых с 1 сентября вводит языковую реформу, запрещающую преподавание на русском в латвийских школах, поддерживают и сохраняют именно то, что их «старшие товарищи» остервенело пытаются вытравить из страны как «российский прозелитизм».

Как это укладывается в понимании не заинтересованного лично наблюдателя без разрыва печени и шаблона, трудно объяснить. Разве что призвать на помощь вечную истину: не так прост человек, как его малюют.

Когда к этим ребятам пришла вышерасписанная языковая полиция с требованиями переписать название «Ленинград» латинскими буквами, языковой комиссии кратко и популярно объяснили по-латышски, что к чему и зачем. Самым весомым аргументом, по слухам, оказался факт принадлежности организаторов не только к золотой рижской молодежи и раскрепощенному дизайну, но и к правящей партии латышских националистов, пусть и в ее маргинальных проявлениях.

Результат: всех оставили в покое, и посетить уникальное заведение до сих пор может каждый, даже если не каждый сумеет оценить.

Но мое изначальное, кощунственное заявление, что Рига никогда не была таким русским городом, как сегодня (внимание, повтор для самых невнимательных и непримиримых: не «Рига – русский город», боже сохрани, но «Рига никогда не была таким русским городом, как сегодня»), основано вовсе не на этом.

И даже не на том, что в этом городе, в отличие от иных прочих бывших республик, русскую речь вы слышите постоянно и повсеместно, что оказаться в каком бы то ни было неловком положении при знании русского и незнании латышского языка сегодня невозможно никакому туристу: вам ответят и помогут десять из десяти случайно повстречавшихся.

Мое заявление основано даже не на опросе «ежедневной общественно-политической русской газеты в Латвии «Сегодня», которая осаживает колючим заголовком на передовице: «Ощущают ли в Латгалии российскую угрозу?» и обескураживает свидетельством собкора в Вашингтоне, лично прозондировавшего латвийскую глубинку, где безоблачно существует «настоящий латгальский язык, вперемешку с русским и латышским».

По собственному откровенному признанию спецкора (номер 153, понедельник, 13 августа 2018 года), он «специально выбирал для опроса тех прохожих, которыe говорили между собой только по-латгальски или по-латышски.

– Угроза от России? Не смешите мои пятки!..

– В наше-то время пропаганды на этом кто-то хорошо наживается...Идет какое-то отмывание денег, и с той и с другой стороны.

– Какая угроза? Куда ж мы без нее (России)? Многие ездят туда закупаться, и к нам приезжают россияне... У многих родственники по ту сторону границы.

– Это больше разговоры, кому-то выгодно создать эту тему и как-то поддерживать ее...

 Может, в Риге кто-то и боится России, но здесь точно нет...

– Мы живем в современном мире, думаем по-западному, по-современному, так сказать, не по-советски, но при этом понимаем, что нужно дружить с Россией, от этого, безусловно, будет хорошо всем. Не надо думать, что европейские деньги будут нас постоянно подогревать. Безработица, безусловно, из-за того, что разругались с Россией и продолжаем ругаться... Просто катастрофа, к чему мы идем?..»

**

А тем временем с 1 сентября вступает в силу совсем свежая реформа агонизирующего перед приближающимися выборами националистического правительства Латвии о переводе образования всех русских школ страны на латышский язык. Для более четкого контура поясню, что до сих пор преподавание в русских школах Латвии примерно на 60% велось на русском и на 40% на латышском языке.

Каким образом в кратчайшие сроки станет внезапно возможным реальное осуществление подобного, где русскоговорящие учителя, не все из которых достаточно владеют латышским для преподавания на нем собственных дисциплин и теперь должны «перестроиться», не пройдя необходимой аттестации, никем и нигде не уточняется.

Ощущения и соображения латвийских русских по поводу этого очередного витка в гонке антироссийских вооружений пока тревожно однородны:

«Нас всеми силами пытаются вытеснить из страны, всех русских, даже тех, кто здесь родился и до сих пор прожил бок о бок с латышами, без малейших проблем. Нас вынуждают уезжать, либо в Россию, либо за рубеж, если мы хотим сохранить язык и собственную идентичность и обеспечить достойное образование нашим детям. Ибо какое будущее вы можете себе представить для выучившихся и говорящих только по-латышски?..

Но заграница – понятие растяжимое, а Россия нас не принимает. И, кстати, почему? Почему бы не сделать статус для «русских, проживающих в Прибалтике», учитывая всем уже давно и хорошо известные обстоятельства, и не впустить этих людей, позволив им жить и работать в России?

Неужели русские, с хорошим образованием и реальными профессиями, желающие учить и воспитывать собственных детей согласно всем составляющим нашей общей культуры, имеют меньше обоснованных прав, нежели, например, нынешние среднеазиатские мигранты? Неужели с латвийскими русскими в России станет хуже?..»

А тем временем приближается фатальный, как считают многие, сентябрь, и, как каждый год, Рига oпустеет по окончании турсезона – закрoются ставни на большинстве живописных фасадов, все лето умилявших туристов, вечерние часы затихнут с удручающе малым количеством огней в домах: не сдавшие свои квартиры на осенне-зимний период жители уезжают на заработки в Европу, потому что, как это давно и хорошо уже здесь поняли, евросоюзными сказками долго сыт не будешь.

Уже сейчас, в сердцевине августа, при еще живо плещущемся на улицах турпотоке, зудящей ноткой ощущается непонятно тревожное ожидание.

Зияет удручающе пустыми залами и широко открытыми дверями «Музей оккупации» (за несколько дней пребывания в Риге, в самый разгар сезона, мне не посчастливилось увидеть ни одного входящего туда или выходящего оттуда человека), всем своим существованием олицетворяя новую «фигу в кармане», предназначенную Евросоюзу: что заказали, получайте, но уж кушайте сами...

Сколько продлится этот морок и каков будет его эпилог, мало кто рискнет утверждать. Какими взаимными претензиями, обидами и обидками Прибалтика с Россией еще придумают обменяться, можно сколько угодно гадать и угадывать, но уж больно скучно и уж так сильно приелось.

А вот за неожиданно прочное ощущение, что в теперешних, волею внятных и невнятных намерений сложившихся обстоятельствах, никогда еще Рига не была таким русским городом, как сегодня, я ручаюсь и готова поплатиться собственной репутацией.

Как говорится, налетай.

Вам может быть интересно

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

ВС России нанесли удар возмездия по энергетической инфраструктуре ВСУ

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России в ночь на субботу ВС РФ нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» по используемым в интересах ВСУ объектам энергетической инфраструктуры и предприятиям ВПК Украины.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

Дизайнер рассказал о смене стиля одежды Зеленского

Глава киевского режима Владимир Зеленский изменил свой гардероб в 2024 году по предложению своей жены, сообщило чешское издание iRozhlas со ссылкой на украинского дизайнера Виктора Анисимова.

WSJ узнала, что в окружении Трампа Россию считают Эльдорадо для бизнеса

Ближайшее окружение американского президента Дональда Трампа рассматривает Россию как Эльдорадо для бизнеса, хотя и полное подводных камней. Опытные американские инвесторы говорят, что Россия останется опасной, но привлекательной деловой средой, пишет WSJ.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Якутии достали из реки машину с телом ребенка

Из затонувшего в Якутии в реке Лена автомобиля, который удалось поднять на берег несмотря на мороз минус 47 по Цельсию, извлекли тело ребенка, сообщили в региональном МЧС.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов