Мнения

Елена Кондратьева-Сальгеро
журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»

Франция снова погружается в морок забастовок

5 апреля 2018, 09:40

Фото: «Семнадцать мгновений весны»/Киностудия имени М. Горького

Дождь, мрак, лес по обеим сторонам дороги, пять часов утра.

В машине недосып, полусон, глухое раздражение; я за рулём, муж рядом, старшая дочь, студентка, на заднем сидении, при свете мобильника пытается где-то допудрить и что-то докрасить, одновременно считывая свободным глазом распечатку лекции по теоретической фонетике.

Впереди – огни большого города и вереницы машин, спешащих туда же: только в этом городе сегодня и завтра, от 5 до 6 утра, будут поезда на Париж, поэтому людям, которые там работают и не могут брать отгулы, когда приспичит, приходится вставать среди ночи и ухищряться всеми способами, чтобы добраться именно на этот вокзал.

Ехать на машине до Парижа смысла не имеет: на подъезде к столице вы встанете в трехчасовых пробках, а когда и доедете – не сможете припарковаться, а потому рискуете потерять и машину, и серьёзную часть зарплаты на колоссальные и безжалостные штрафы.

Франция снова погружается в морок забастовок общественного транспорта и натужное веселье студенческих «волненьиц» на факультетцах с самой удручающей репутацией.

Транспортники требуют непременного сохранения их вечных льгот, когда-то щедро им отстёгнутых, с учётом «трудностей профессии», той, что имела хождение ещё во времена Золя – с топкой и кочегаром, а сегодня давно и успешно обратилась в нажимание кнопочек, 33-часовую рабочую неделю и выход на пенсию в 55 лет.

Студенты требуют себе дипломов, без экзаменов, a всем людям-братьям-нелегалам – документов без разбору, но главное всё-таки, чтоб было весело и можно было не учиться, не работать, но дружно протестовать и продолжать требовать хоть чего-нибудь.

Вся остальная работающая Франция затягивает поясок обмотками оставшихся нервов и выкручивается как может.

Есть на свете множество профессий, в которых даже опоздание, а тем паче неявку на рабочее место вам могут не простить, каковы бы ни были ваши «обстоятельства»...

Я паркуюсь на одной из привокзальных улиц, выпускаю на волю своих домашних, бросающихся крупной рысью в мрачной дымке в сторону вокзала, и уже собираюсь возвращаться домой, как прямо мне навстречу, как из детских снов, подъезжает удивительно располагающая к себе машина (не то Рено, не то Пежо, не то Тойота, я до сих пор различаю только «Жигули»...): вроде бы новёхoнькая и ухоженная, но с бампером, со всех сторон прилепленным к капоту... широкой клейкой лентой, какой обычно пакуют картонные коробки c вещами при переездах.

Точно такую же картину я в последний раз видела на любимом «Москвиче» моего любимого дяди по кличке «Центнер», в конце 70-х, в одной из самых славных деревенек Калужской области. Местные жители говорили, что дядя мой вообще не заморачивается и тормозит на своём «Москвиче» ногой, приоткрывая левую дверь...

Клейкая лента на дядином «Москвиче» была до боли родного синего цвета, и подобной роскоши мне с тех самых пор увидеть не удавалось.

От нахлынувших воспоминаний у меня глохнет мотор, и я не успеваю очнуться и отъехать, как из машины с прилепленным бампером выходит очень приличный и ухоженный мужчина, лет сорока, с внешностью и манерами Bячeслава Тихонова, а к нему наперерез бросается девушка с микрофоном и болтающимся сбоку чемоданишкой.

Я машинально опускаю стекло и слышу торопливoe девушкино бормотание и спокойный голос тихоновского мужчины в ответ:

«Я ценю ваше усердие, мадемуазель, и даже восхищаюсь вашей профессиональной стойкостью: в такое время уже на ногах, в погоне за репортажем... Но не думаю, что вам подойдёт именно моё мнение...»

Девушка что-то говорит, подтягивая микрофон к тихоновскому профилю. Профиль склоняется и чеканит:

«Нет, я лично забастовок в общественном транспорте не одобряю. Я лично считаю забастовки в общественном транспорте недопустимыми. Я даже скажу вам, почему недопустимыми: потому что более всех страдает при этом простой и рабочий народ, не имеющий возможности остаться дома и переждать, пока они там между собой и с правительством разберутся.

Мне, знаете, больно и обидно за всех этих работяг, у которых нет другого выхода, как спать по три часа, вставать в четыре утра и выламывать себе мозги, выкручивать нервы на бесконечных пересадках, в переполненных вагонах, тратя по нескольку лишних часов и приползая вечером домой, к детям, мёртвыми от усталости.

Это, часом, не ваш репортажик вчера показывали в новостях о том, как люди ломились в переполненный автобус, любезно предоставленный бастующими, один автобус на более чем 300 человек? Как люди ломились в этот автобус, отталкивая беременных женщин и наступая друг на друга? Не ваш?.. Ах, вы с радио... Ну это всё равно. Я вот сейчас с вами поговорю, а потом опять услышу, что «47% французов поддерживают забастовщиков», разве нет?..»

Девушка что-то лепечет, но не убирает микрофон.

Мужчина-Тихонов спокойно кивает, время от времени бросая любезные улыбки в мою сторону: к тому времени я уже наполовину высунулась из окна и внимала с нескрываемым интересом.

«Я всё понимаю, – говорил мужчина, – но вы сами-то в курсе, чего конкретно требуют эти бастующие? Чем конкретно ущемляются или собираются ущемиться их права? Вы в курсе, каковы их зарплаты? Нет? Жаль. Что? Ах, у них «неудобные расписания»? А вы знаете, сколько часов в неделю они работают? Они рано встают? А вы в курсе, как рано встают, например, булочники? Вы когда-нибудь видели бастующих булочников?.. И ещё масса разных профессий, где иногда вообще не ложатся...

Вы сейчас чего хотите? Чтобы я лишний раз наговорил вам в микрофон, как я поддерживаю и одобряю? А вон та женщина в машине (кивок в мою сторону) подтвердила? Может, она вам и подтвердит, но я не одобряю, нет. Уж простите и увольте.

Мне вчера в безумной пробке разбили машину: у шофёра впереди сдали нервы, сам он, не глядя, сдал назад и вырулил, зацепив мой бампер, который мне, как видите, любезно приклеили из соседнего грузовика, перевозящего какие-то товары.

Сегодня я спал ровно два часа, в этой же машине, а сейчас вот надеюсь втиснуться в поезд, чтобы доехать до Парижского вокзала, откуда я должен попасть за границу... Куда же вы?! Вам не интересны мои проблемы?.. Но ведь 47 процентов! Сорок семь! Понимают и поддерживают! Я сам слышал, вчера, в новостях...»

Девушка уже спешила к вокзалу. Там, на платформе, наверняка найдутся те, кто «поймёт и поддержит», кого можно будет успеть тиснуть в утренний выпуск самых беспристрастных радиоволн. Лица её я так и не увидела.

Мужчина сделал театральный жест отчаяния ей вслед и обернулся ко мне:

– Поддержим и одобрим?

– Непременно. Иначе опять победит капитал и всем придётся работать уже не по-детски...

Он несколько мгновений смотрел на меня, соображая – в шутку или всерьёз? Потом кивнул и устало сказал:

– Хорошо бы в поезде поспать, но ведь наверняка и не присядешь... А мне ещё ехать и ехать, из Парижа...

– А куда вы едете?

– В Берлин. Я еду работать...

Мне пришлось срочно завести мотор и отъехать наконец от созерцания чужих проблем, чтобы не шокировать его окончательно своим непримиримым любопытством и внезапной идиотской улыбкой до ушей.

Не объяснишь же, на самом деле, нормальному французу, что бывают случаи, которые нарочно не придумаешь, когда с ощущением внезапного счастья понимаешь, что тебе, дуре, опять невероятно повезло, потому что в ушах начинает звучать с детства въевшийся ритм – о мгновениях, пролетающих, как пуля у виска, и голос Кoпеляна за кадром:

– Штирлиц ехал в Берлин. Он ехал работать...

Источник: Блог Елены Кондратьевой-Сальгеро

Вам может быть интересно

ВС России освободили Новобахмутовку в ДНР
Темы дня

Визит Блинкена обнажил слабость США перед Китаем

Ни одно из высокопоставленных официальных лиц Китая не пришло в аэропорт провожать госсекретаря США Энтони Блинкена, так бесславно закончившего свой визит в КНР. Почему важнейшие для Вашингтона переговоры закончились по сути провалом, что требовал Блинкен от Китая по поводу отношений с Россией – и какие проблемы мешают США давить на Китай?

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

The Washington Post: Зеленский преуменьшил настоящие потери ВСУ на поле боя

Стало известно о планах усиления Днепровской флотилии

Эксперт Бундесвера: Путин верно предсказал усталость Запада от Украины

Новости

Опубликованы кадры эвакуации трофейного танка Abrams из зоны СВО

Журналист Владимир Соловьев показал видеокадры того, как подбитый американский танк Abrams впервые эвакуируют из зоны спецоперации.

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

В Казахстане прокомментировали данные о передаче самолетов для нужд ВСУ

Казахстанская компания «Казспецэкспорт» не продавала 117 списанных военных самолетов Украине, следует из сообщения фирмы.

Член сборной Украины по рукопашному бою сбежал в Россию (видео)

Член сборной Украины по армейскому рукопашному бою Сергей Кузнецов сбежал с чемпионата Европы в Польше и транзитом через Чехию добрался до России.

СМИ: Россия может создать новое оружие из трофейной техники НАТО

ВС России могут использовать захваченную на Украине трофейную технику НАТО для разработки нового вооружения и совершенствования своих бронемашин, сообщает Defense TV.

В ФРГ отреагировали на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Названа причина задержания лидера «Коррозии металла»

Как сообщила Рунова, правоохранители хотят привлечь музыкантов к ответственности за пропаганду нацистской символики. Речь идет о не предназначенной к продаже символике на брендированной продукции группы, «где изображены древнеславянские символы в виде различных образов солнца с загнутыми по кругу лучами».

Песков назвал участь Зеленского предрешенной

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что участь президента Украины Владимира Зеленского предрешена.

Макрон порассуждал о применении ядерного оружия

Президент Франции Эмманюэль Макрон выступил за начало дискуссии о будущем европейской обороны, включая ядерное оружие. Об этом он заявил в беседе с французской молодежью.

Украинского студента МГУ арестовали за поддержку ВСУ

Суды в Москве назначили 46 суток административного ареста студенту факультета фундаментальной медицины МГУ, гражданину Украины Сергею Гулько, который публиковал проукраинские лозунги и оказал сопротивление полиции.

В Латвии признали невозможность отказаться от российских лекарств

Министерство здравоохранения Латвии не поддерживает предложение депутата Сейма Угиса Митревица о запрете закупок лекарств из России и Белоруссии для государственных и муниципальных нужд, сообщает телеканал TV3.
Мнения

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Нигде в мире юбилей философа Канта не отмечается с таким размахом, как в России. Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?