Мнения

Сергей Худиев
публицист, богослов

Почему Порошенко не стоило связываться с религией

20 ноября 2018, 11:04

Фото: president.gov.ua

События прошедшей недели в Киеве – Архиерейский собор Украинской православной церкви, несостоявшаяся встреча этого собрания с Порошенко – из тех, которые потом попадают в учебники истории, даже если не все современники понимают их важность.

Фактически планы создания «Единой поместной церкви» под контролем текущих украинских властей и их американских кураторов сорвались.

Крупнейшая религиозная община страны, Украинская православная церковь Московского патриархата, устами своих епископов единодушно отказалась участвовать в проекте.

Президент Порошенко намеревался провести встречу с епископами в так называемом Украинском Доме, но Собор настоял на том, чтобы проводить встречу на церковной территории, в Киевской Лавре. На это Порошенко не пошел – вероятно, из-за планов отобрать Лавру у Церкви. Его готовность выступать в ней выглядела бы как косвенное признание прав УПЦ на этот исторический комплекс зданий.

В результате из 83 присутствовавших в Киеве епископов Церкви на встречу с Порошенко пришли только трое; причем один из них – архиепископ Новокаховский и Генический Филарет – вскоре заявил, что не собирается покидать УПЦ (МП), а против другого – епископа Винницкого Симеона – выступили его собственные священники. Третий – митрополит Александр (Драбинко), давний сторонник автокефалии, человек, который не считается монахом святой жизни и не пользуется авторитетом. 

Абсолютное же большинство епископов, выражая позицию своих священников и прихожан, выступили с заявлением, в котором отвергли весь автокефальный проект и осудили действия Константинополя.

Это означает, что даже если у Порошенко и патриарха Варфоломея все остальное пройдет как по маслу – что не факт – в лучшем случае новая церковная структура, связанная с Константинопольским патриархатом, объединит не больше трети украинских приходов.

Такова статистика – у Украинской православной церкви около 12 тысяч приходов, у филаретовского раскола (так называемого Киевского патриархата) – около 5 тысяч, и еще одна тысяча набирается у «Украинской автокефальной православной церкви» – общины, возникшей еще во время революции 1917 года.

При таком соотношении претензии новой структуры быть национальной Церковью и воплощать волю украинского верующего народа, конечно, будут провозглашаться, но звучать как-то неубедительно. Когда две трети людей, которых вы хотели единою светлою волей сковать, просто отказались играть с вами в эти игры – назвать это успешным объединением трудно.

В чем причины такого провала?

Конечно, желающие пытаются объяснить это тем, что «всех запугал Путин». Путин – универсальное объяснение всех неудач и провалов, которое, однако, в большинстве случаев выглядит фантастическим – а в этом особенно.

У российских властей просто нет эффективных рычагов влияния на украинских епископов. Те двое, которые перешли на сторону Порошенко – митрополит Александр (Драбинко) и епископ Винницкий Симеон (Шостацкий) – явно не боятся никаких гонений со стороны Путина. Да и как бы, теоретически, он мог бы эти гонения воздвигнуть? И как Путин запугал винницких священников, что они выступили против своего поддержавшего автокефалию архиерея?

В реальности дело обстоит ровно наоборот – это сторонники автокефалии могут угрожать (и угрожают) тем, кто не поддерживает этот проект.

Почему же Церковь так единодушно выступила против? Многие хотели бы видеть тут политические причины – кто-то с ненавистью, кто-то с надеждой полагает, что УПЦ (МП) занимает противную Порошенко сторону в политическом конфликте.

На самом деле это не так – сопротивление автокефалии никак не означает пророссийских симпатий. Среди членов Церкви могут быть люди разных политических предпочтений – а Церковь в целом избегает втягивания в конфликт на чьей-либо стороне, даже когда действия государства направлены именно на то, чтобы ее на определенную сторону вытолкнуть.

В чем же главная ошибка Порошенко (и его кураторов)? Говоря коротко, им не надо было связываться с религией. Конфликт с глубокими мировоззренческими убеждениями людей – это то, чего стоит избегать до последней возможности.

Обычно это и делается. Область светской политики и область религии разделяются по принципу «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф. 22:21). Благочестивый христианин призван платить налоги, исполнять законы и вообще проявлять гражданскую лояльность. Пока государство этого и требует, оставив на усмотрение самих людей, к какой религиозной общине им принадлежать, причин для напряженности не возникает. Это называется принципом разделения Церкви и государства.

Но автокефальный проект нарушил этот принцип – Порошенко, и, еще более, его американские кураторы решили, что они могут диктовать людям, как им верить, кого поминать (и кого не поминать) за Литургией, к какому церковному сообществу им следует принадлежать, как видеть свою религиозную историю и религиозную идентичность.

И это – в глазах верующих – уже не вопрос политических предпочтений. Это вопрос того, могут ли люди религиозно индифферентные (как Порошенко) или адепты воинствующе антихристианской идеологии (как Байден) диктовать православным христианам в вопросах их веры и церковного устройства.

Люди, вполне готовые отдавать кесарю кесарево, не готовы отдавать ему Божье. Это вполне ожидаемо – те, кто всерьез верят в Бога, Творца неба и земли, вряд ли легко примут претензии неверующих распоряжаться в Божьей Церкви. И вряд ли захотят подчинять свою веру политическим схемам.

Грубое и высокомерное давление вообще отталкивает людей – и тут начинает работать известный принцип «не говорите мне, что я должен делать, и я не скажу вам, куда пойти». Но особенно отталкивает людей давление в вопросах, которые касаются их глубочайших мировоззренческих убеждений.

Люди иногда меняют свои убеждения в религиозных вопросах – но это всегда является плодом долгого внутреннего развития, интеллектуального и духовного, и с каждым человеком происходит поодиночке. Попытка сделать это извне, по команде и со всеми сразу, будет воспринята людьми как возмутительное насилие над их религиозной совестью.

Могли ли сторонники автокефалии избежать такого провала? В принципе, да.

Если бы Порошенко, его кураторы и действующий «по просьбе правительства» патриарх Варфоломей вели себя по-другому – проявляя немного уважения к людям и их искренним убеждениям – они могли бы привлечь кого-то на свою сторону. Но если бы они были способны на это – вести уважительный диалог, признавать достоинство и убеждения других людей, они бы не были самими собой.

И в этом отношении их провал абсолютно закономерен – как закономерно и то, что они даже не смогут осознать его причин.

Вам может быть интересно

Грузия замораживает переговоры с ЕС на четыре года
Темы дня

Турция развязывает новый крупный сирийский конфликт

Обстановка в Сирии резко обострилась. Сразу несколько антиправительственных группировок атаковали на широком фронте посты сирийской правительственной армии западнее Алеппо. Эта атака настолько масштабна, что есть основание говорить о возобновлении внутрисирийского вооруженного конфликта при явном содействии Анкары. Как и почему такое произошло?

Кадровые решения Трампа обнажили его стратегию по Украине

Избранный президент США Дональд Трамп объявил, что пост его спецпредставителя по конфликту на Украине займет Кит Келлог. Сам Келлог заявил о намерении добиваться «мира через силу». Это тот случай, когда личность назначенца многое говорит о его дальнейших действиях: «план Трампа по Украине» в общих чертах стал понятен.

Новое правительство Грузии определилось с политикой по отношению к России

Американист: Спецпредставитель Трампа по Украине не понимает сути конфликта

ЦБ объявил онлайн-голосование за символы новой тысячерублевки

Новости

Названы сроки запуска миссии «Луна-26»

Поставка летного образца научной аппаратуры для миссии «Луна-26» ожидается в третьем квартале 2026 года, сообщил гендиректор НПО им. Лавочкина Дмитрий Яременко.

Скворцова спрогнозировала расширение границ молодого возраста до 60 лет

Глава ФМБА Вероника Скворцова высказала мнение, что молодыми могут считаться люди до 60 лет, учитывая изменения в продолжительности жизни и возрастных периодах.

Путин сравнил удар «Орешника» с падением метеорита

Президент России Владимир Путин на встрече с журналистами сравнил удар баллистической ракеты «Орешник» с падением метеорита, от которого образуются целые озера.

Кандидаты команды Трампа на посты в США получили угрозы

Потенциальные главы Минюста и аппарата Белого дома из команды Трампа получили угрозы, сообщает CBS News. Атаки затронули Пэм Бонди и Сьюзан Уайлс, а также других кандидатов будущего кабинета.

Россия передала председательство в БРИКС Бразилии

Россия вручила условный «молоток председателя» Бразилии, символически передав ей председательство в БРИКС на 2025 год в ходе встречи в Екатеринбурге.

Путин сообщил о минимальном ущербе от ракетных атак ATACMS

Россия подверглась вглубь территории двум ракетным атакам ATACMS после использования «Орешника», однако ущерб оказался минимальным, заявил президент Владимир Путин.

Путин: Я не знал, что Меркель боится собак

Президент России Владимир Путин заявил, что не знал о страхе перед собаками бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. Так он прокомментировал эпизод из мемуаров Меркель, где она описывает встречу с лабрадором президента во время переговоров в Сочи.

Путин: Ситуация с курсом рубля под контролем, поводов для паники нет

Ситуация с курсом рубля находится под контролем, поводов для паники у граждан нет, сообщил президент России Владимир Путин на встрече с журналистами.

Долгов: Администрации Трампа не стоит думать о заморозке конфликта на Украине

Запад не готов учитывать интересы Москвы. При этом Россия не намерена отказываться от поставленных целей СВО, а временные меры приостановки конфликта ее не интересуют, сказал газете ВЗГЛЯД дипломат Константин Долгов. Ранее стало известно, что администрация Трампа изучает несколько предложений по прекращению огня на Украине. Среди них – заморозка конфликта на время переговоров сторон.

Путин ответил анекдотом на вопрос об ударах по военным и политическим центрам Киева

Президент России Владимир Путин в ответ на вопрос о возможных ударах по военным или политическим центрам в Киеве использовал советский анекдот о непредсказуемости событий.

Владелец TikTok потребовал от стажера один млн долларов за саботаж ИИ проекта

Компания ByteDance обвинила стажера в саботаже учебного проекта по искусственному интеллекту (ИИ), потребовав публичных извинений и компенсации в 8 млн юаней.

Ковальчук заявил о кризисе европейской науки без ученых из России

Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук заявил, что Европа сталкивается с проблемами в науке из-за запрета на участие российских ученых в совместных проектах.
Мнения

Сергей Лебедев: Трамп собирает силы для конфликта с Китаем

В США преимущественно не воспринимают Китай как СССР 2.0. Враждебность к Китаю носит более экономический характер – Пекин обвиняют в подрыве американского экономического могущества, уничтожении рабочих мест и якобы имеющем место манипулировании валютным курсом.

Сергей Миркин: Залужный увидел шанс стать Зеленским

Хорошо выступать за Киев против Москвы, когда на войну можно смотреть как на шоу по телевизору. А вот когда появится реальное чувство опасности, что из-за украинских политиков война придет и в твой дом, отношение к конфликту будет совсем другое.

Сергей Худиев: Прощение создает противовес озлобленности

Певец Эдуард Шарлот (включен в перечень террористов и экстремистов) мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность благодаря грубым и хамским роликам, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла. Но церковь его простила. Почему?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?