О проблемах языковой политики в национальных республиках Российской Федерации широко заговорили после того, как эту тему затронул Владимир Путин на заседании президентского Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле.
«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – заявил тогда президент.
Наиболее неоднозначную реакцию речь главы государства вызвала в Татарстане, где вопросы, связанные с формой и методами изучения татарского языка в школах, давно находятся в фокусе общественного внимания.
Но если про ситуацию в Татарстане мы знаем довольно много, то как обстоят дела в других национальных республиках России? Скажем, в благополучной Якутии, которую часто приводят как пример гармоничных межнациональных отношений.
На V съезде Ассамблеи народов Якутии глава республики Егор Борисов подчеркнул, что более 70% жителей считают межнациональные отношения в республике стабильными.
И действительно, на фоне других регионов мы почти не слышим о межнациональных конфликтах в этой крупнейшей республике России.
Давайте вместе разберем, что нужно, чтобы этносы и народы мирно сосуществовали и воспроизводили себя в следующих поколениях. И все ли так благополучно в Республике Саха.
Прежде всего это, конечно, общий уровень жизни, благосостояние всего региона.
С этим у Якутии все очень даже неплохо. Региональный продукт из расчета на душу населения, по данным Госкомстата, в 2015 году составил 782 тысячи рублей, за 10 лет показав рост более чем в четыре раза.
И хотя по этому показателю Якутия уступает Москве (1100 т. р.), но, скажем, на фоне Новосибирской области (356 т. р.) она выглядит очень убедительно, а на фоне Чечни (116 т. р.) так и просто экономическим гигантом.
Средняя заработная плата в Якутии колеблется от 30 до 40 т. р., что для регионов тоже немало.
Еще одной важной составляющей межнационального мира и согласия является законодательная база.
В Конституции Якутии, в отличие от конституций многих других национальных республик, говорится о том, что власть принадлежит всему многонациональному народу, а также о гарантии соблюдения прав всех национальных общин. Упоминаются в числе коренных народов и русские старожилы.
Казалось бы, все это подтверждает слова главы республики: доходы растут и на законодательном уровне созданы комфортные условия для проживания всех народов.
Но на этом позитивном фоне отчетливо заметна тревожная тенденция, наметившаяся еще в конце 1980-х: национальный состав жителей республики меняется в сторону сокращения доли русского населения.
И скорректировать это положение дел до сих пор так никому и не удалось.
Если в 1989 году русское население составляло здесь 550 тысяч человек, то к 2010 году число постоянно проживающих на территории русских снизилось до 365 тысяч.
Вместе с русскими уменьшилось количество татар, украинцев, немцев и бурятов.
Одновременно с этим наблюдается существенный рост численности коренных народов и титульной нации. Только за период с 2002 года численность якутов выросла на 32 тысячи человек (8%), численность эвенков выросла на 15%, а численность эвенов – и вовсе на 77%.
Вполне логичное предположение о сверхвысокой рождаемости среди малых и коренных народов не находит своего подтверждения в статистике.
Согласно данным Госкомстата, рождаемость в семьях эвенков составила 1,88 ребенка на семью, а в семьях эвенов – 1,9, что немногим больше, чем в якутских семьях – 1,82, и немногим меньше уровня, необходимого для простого воспроизводства населения – 2,1.
Самыми депрессивными в демографическом смысле по-прежнему являются русские семьи, в которых количество рождений на одну женщину составляет всего 1,5. Для сравнения, в среднем по России рождаемость в русских семьях составляет 1,7.
Эти цифры нам еще понадобятся чуть позже, а пока обратимся к такому важному инструменту социализации и формирования национальной идентичности, как система образования.
Школа
Обучение на якутском языке началось в 1922 году, а в 1930 году было введено обучение на языках коренных народов севера. С начала 1990-х годов и по настоящее время, несмотря на все кризисы и нехватку денег, эта практика только расширялась.
По данным министра образования Республики Саха (Якутия) Феодосии Габышевой, в 2016 году «в республике функционировало 632 школы, в которых обучаются свыше 135 тысяч детей. Из них 398 (63%) школ ведут образовательную деятельность на языке саха, 16,7% детей от общего количества обучающихся изучают якутский язык и литературу как обязательные учебные предметы. Эвенский язык изучают в 13 школах, эвенкийский – в 11, юкагирский – в двух, чукотский – в одной, долганский – в одной школе».
Стоит отметить, что в 2002 году школ, организующих обучение на якутском языке, было на 42 меньше. И хотя с пятого класса обучение в национальных школах все равно переходит на русский, общая тенденция налицо. Тем более что усилия министерства образования Якутии направлены именно на это.
В школах ведется масштабная работа по формированию национальной идентичности молодых граждан республики.
Например, разработаны и внедрены экспериментальные программы «Формирование и развитие личности ребенка юкагира в полиэтнической среде», «Национально-региональный компонент в обучении и воспитании учащихся в полиэтнической среде», «Использование экологической культуры эвенского народа в учебно-воспитательном процессе» и многое другое.
В рамках учебного процесса ученики нетитульной нации изучают язык саха как государственный, якуты изучают его как родной, также предусмотрено литературное чтение на родном (нерусском) языке, основы культуры и традиций народов севера, работают кружки и секции национальных ремесел.
Ежегодно республиканские органы образования с удовлетворением отмечают рост числа лиц, владеющих родным (нерусским) языком, и увеличение востребованности школ с обучением на родном (нерусском) языке.
В программе школьного курса по культуре народов Якутии, среди изучаемого в начальной школе, можно также найти массу интересного.
Начинается она с вводной беседы «Силиэ суох масс ууммэт – Дерево не растет без корней», где помимо массы этнографического материала, который осваивает ребенок, учитель должен ему привить способность «к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом».
Не правда ли, необычная для нашей страны постановка вопроса?
Оказывается, в рамках действующих образовательных стандартов можно задачу сформулировать и таким образом.
Детские сады
Самые маленькие жители республики также не остались вне поля зрения властей республики. Когда, по их мнению, детям нужно начинать учить якутский язык? Как можно раньше.
На 2009 год из 54 муниципальных дошкольных учреждений города Якутска три были полностью национальными, в 16 садиках (общей численностью 54 группы) ведется обучение на родном (нерусском) языке, в 32 ДОУ проходит обучение разговорному якутскому языку как государственному, независимо от национальной принадлежности. Исходя из желаний родителей.
В 2017 году количество ДОУ с якутскими группами увеличилось до 28.
Работниками образования наработан большой методический материал по обучению детей основам культуры и традиций якутского народа.
Экономические преференции
Отдельно стоит отметить меры государственной поддержки коренных и малочисленных народов севера.
Так, согласно государственной программе Республике Саха (Якутии) для создания условий для духовно-культурного развития народов Якутии в 2017 году выделяется свыше двух миллиардов рублей.
Деньги направляются на развитие традиционной культуры народов Якутии и прежде всего якутской культуры, адресную поддержку национальных кадров, развитие киноискусства, а также поддержание и развитие музейного фонда, содержание памятников.
Семьи и артели коренных и малочисленных народов также могут рассчитывать на существенные меры поддержки. Государственные субсидии предоставляются:
а) на создание условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
б) на развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных малочисленных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий;
в) на развитие и модернизацию инфраструктуры и информационно-коммуникационных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Помимо этого, для них предусмотрены освобождение от земельного налога (в местах традиционных промыслов), а также освобождение от уплаты сборов за пользование природными ресурсами, в том числе объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
По итогу все это составляет очень серьезные суммы.
Внимательный читатель скажет: подождите, а где же развитие культуры и поддержка русских, упоминаемых в основном законе республики?
Дело в том, что между русскими, упомянутыми в Конституции Якутии, и обычными, которые по улицам ходят, авторы основного закона видят большую разницу.
Русских старожилов, которых относят к коренным жителям Якутии, совсем немного: около 500 человек,
и живут они вовсе не в Якутске, а в Русском Устье и нескольких других поселках со времен Ивана Грозного, говорят на древнем диалекте русского языка и сохраняют самобытную культуру.
К сожалению, в открытых источниках мер адресной поддержки этой категории граждан я не обнаружил.
Впрочем, все остальные русские не удостоились и этого.
Я просмотрел множество различных учебных планов СОШ, докладов должностных лиц, и ничего в них о русском языке и знакомстве с русской культурой не нашел.
Откуда якутские школьники должны черпать знания о великой цивилизации, частью которой они являются? Как им привить уважение к культуре и традициям русского народа? Нет ответа.
Хотя формально, по закону, русские Якутии имеют те же самые права, что и другие жители. Но фактически государство не ставит своей задачей поддерживать культуру русского народа и формировать его этническое самосознание.
Вот здесь мы и подходим к ответу на вопрос, откуда берутся юкагиры, эвенки, эвены и другие коренные народы при низкой рождаемости в их семьях.Все это свидетельствует об успешности проводимой властями Республики Саха политики в области межнациональных отношений.
Численность этнических якутов также растет во многом за счет выбора этничности детьми в русско-якутских семьях и в семьях сахаляров (субэтноса, возникшего в результате смешения русских и якутов). При этом сахаляры зачастую обладают европеоидной внешностью и при этом якутским самосознанием.
Что означает подобная практика для России в целом и Якутии в частности?
Прежде всего то, что республика постепенно, шаг за шагом будет и дальше терять русское население как через ассимиляцию, так и в связи с сокращением русского языкового пространства.
А с потерей русского населения будет терять связь и с остальной Россией.
Жители Якутии хорошо знают историю и традиции народа саха и коренных народов севера, но все меньше знают и понимают культуру и традиции русского народа и в целом российской цивилизации.
Все это в среднесрочной перспективе может привести к отчуждению и межнациональному конфликту.
Российское государство показало свою потрясающую эффективность в деле сохранения и развития малых и исчезающих народов, возрождения исчезающих языков, создания письменности и возрождения национальной культуры и традиций.
Теперь настала пора подумать и о защите народа большого. Русским в Якутии это необходимо.