Отношения РФ и Турции, несмотря на демонстрируемые сторонами добрые намерения, вряд ли вернутся к состоянию, предшествовавшему осени 2015 года, когда интересы Москвы и Анкары напрямую столкнулись в Сирии.
Москве не стоит авансом предоставлять турецким компаниям скидку на газ
Решение уничтожить российский военный самолет было жестом, призванным продемонстрировать недовольство Реджепа Тайипа Эрдогана нарушением его планов. Сегодня этот кризис преодолен, по крайней мере формально. В результате обрушения по ряду направлений турецкой экономики, проблем во внутренней, внешней политике и безопасности турецкий президент вынужден пытаться наладить отношения с Россией и Израилем.
Руководство РФ пошло навстречу, но, насколько можно понять, отношения с Турцией будут строиться на основе прагматичных расчетов, лишенных того доверия, которое Анкара не оправдала.
Переговоры президентов Путина и Эрдогана, прошедшие 9 августа в Санкт-Петербурге, вызвали взрыв комментариев на Западе и были во многом посвящены (по крайней мере, в публичной части) восстановлению экономических отношений двух стран.
С ветки на ветку
Проект строительства газопровода «Турецкий поток» возник в декабре 2014 года, когда из-за обструкции ЕС был сорван проект строительства газопровода «Южный поток», который должен был быть проложен по дну Черного моря из Анапского района в болгарский порт Варна.
Планируемая магистраль из России в Турцию должна была состоять из четырех веток (как и «Южный поток») пропускной мощностью до 63 млрд куб. м в год. Четверть природного газа предназначалась Турции, оставшийся объем предполагалось доставлять на границу с Грецией, откуда его должны были забирать государства-потребители из Южной Европы. По оценке Газпрома, суммарные затраты на прокладку всех четырех веток составляли около 11,4 млрд евро.
В июне Эрдоган официально извинился за инцидент. Позднее в Анкаре заговорили о возобновлении проекта.
«Турецкий поток» уже подготовлен российской стороной к практической реализации: в России готова инфраструктура для поставок газа в магистраль, закуплены трубы для морской части и заключены контракты на строительство. Проект межправительственного соглашения российская сторона направила Анкаре еще до политического обострения.
Однако претерпела изменение конфигурация проекта: с четырех ниток он сократился до двух. Каждая из них должна обладать пропускной способностью по 15,75 млрд куб. м в год для турецкого рынка и юга Европы. От границы с Турцией магистраль, предположительно, продолжит проектируемый газопровод «Посейдон» через Грецию и Ионическое море на юг Италии.
Характерно, что накануне встречи Путина и Эрдогана Болгария заинтересовалась возобновлением работ по проекту «Южный поток». Пойдя на поводу у Еврокомиссии, София потеряла около 400 млн евро в год за транзит сырья. Однако Россия не получала от нее гарантий возобновления работ.
По окончании встречи двух лидеров в Санкт-Петербурге министр энергетики РФ Александр Новак сказал, что прокладку первой ветки «Турецкого потока» реально завершить во второй половине 2019 года. По его прогнозу, межправительственное соглашение может быть подписано в октябре. В свою очередь глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что компания ведет по этому проекту переговоры с турецкими партнерами.
#{smallinfographicright=266262}15 августа глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу предложил подключить эту магистраль к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), по которому планируется поставлять азербайджанский газ в Европу. По словам Чавушоглу, с помощью «Турецкого потока» страна будет ежегодно закупать 16 млрд куб. м российского газа для внутреннего рынка. Остальные объемы могут экспортироваться.
Газопровод должен пересечь Балканы, Адриатическое море и на юге Италии войти в ГТС Snam. Стоимость проекта – 5,6 млрд евро. Соглашение о строительстве Греция, Албания и Италия подписали в 2013 году.
Оценивая проект «Турецкий поток», стоит подчеркнуть, что он может разбалансировать сложившуюся за последние 20 лет систему газовых маршрутов через территории Турции и ЕС, что вызывает бурную реакцию ряда стран, от Белоруссии, Польши и Украины до Грузии, Ирана и Азербайджана.
Экспорт и транзит в Закавказье
С одной стороны, «Турецкий поток» осложнит Ирану выход на европейский рынок природного газа. С другой – может усилить заинтересованность западных государств в иранском топливе как альтернативном. ЕС с 2014 года высказывает заинтересованность в нем. Иранские власти заявляли о готовности экспортировать газ в Европу по трубопроводу «Набукко». США предлагали Ирану присоединиться к TANAP.
Турция, невзирая на строительство «Южного газового коридора» и возрождение проекта поставок из России, планирует интенсифицировать импорт голубого топлива из исламской республики. Тегеран и Анкара не раскрывают цену на газ, но, по некоторой информации, она составляет порядка 480 долларов за тысячу кубометров. Российское сырье обходится в полтора раза дешевле.
Как представляется, в краткосрочной перспективе Иран не сможет серьезно увеличить поставки газа Турции. В 2015 году Иран предложил транспортировать азербайджанский и туркменский газ через свою территорию в Турцию и далее в ЕС, однако этот проект вряд ли поддержит Азербайджан из-за позиции ИРИ по Карабахскому конфликту, в котором Тегеран, формально нейтральный, серьезно учитывает позицию Еревана.
Азербайджан является одним из основных инвесторов и крупнейшим участником строительства транспортной инфраструктуры для экспорта газа в ЕС. Его затраты на реализацию «Южного газового коридора» составят около 13 млрд долларов. Начало поставок намечено на 2018 год. Основные объемы попадут на европейский рынок при неясной ценовой конъюнктуре и неопределенности на нем. При этом Баку не рассматривает «Турецкий поток» как серьезную угрозу своей газовой стратегии.
Баку полагает, если подводная часть трубопровода пройдет параллельно «Голубому потоку», появится техническая возможность поставок российского газа по трубопроводу TANAP, что обеспечит его необходимую загрузку и снизит сроки окупаемости.
Двусторонний газотранспортный проект России и Турции явно не в интересах Грузии. Она остается в стороне от транзита голубого топлива и от соответствующих доходов, что важно при ухудшающемся экономическом и социальном положении страны.
В 2015 году Грузинский центр глобальных исследований провел конференцию, посвященную «Турецкому потоку». Политики и эксперты критиковали власти за то, что они не попытались подключиться к российско-турецкому проекту с учетом национальных интересов.
Славянский транзит
По мнению главы МИД Украины Павла Климкина, потепление отношений между РФ и Турцией не ухудшит отношения Киева и Анкары, но если будет реализован «Турецкий поток», в проигрыше останется вся Европа, а не только Украина.
Примечательно, что Украина выступает не только против «Турецкого», но и против «Северного потока – 2». Против создания СП с участием Газпрома и пяти европейских компаний (для строительства и управления трубопроводом «Северный поток – 2») в конце июня выступил и Польский офис защиты конкуренции и потребителей (UOKiK, местный антимонопольный регулятор).
12 августа появилась информация, что потенциальные участники проекта (Газпром, Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall) отказались от создания консорциума. Но, понимая, что в долгосрочной перспективе Европе необходимы бесперебойные поставки больших объемов природного газа по приемлемой цене, Газпром, скорее всего, продолжит переговоры с европейцами о перспективах «Северного потока – 2».
По прогнозам, к 2030 году потребность Европы в природном газе возрастет примерно на 150 миллиардов кубометров.
В конце 2019-го истекает транзитный договор с Москвой о поставках российского газа в Европу, по которому Украина за прокачку сырья ежегодно получает примерно два миллиарда долларов. При потере этих денег ситуация в экономике страны станет критической.
У Киева не будет средств гасить западные кредиты. Если запустят «Турецкий поток», полностью загрузят «Северный» и построят «Северный-2», Украина лишится транзитного статуса.Что до Белоруссии, там эксперты считают отказ от «Южного потока» поражением России в Европе, а «Турецкий поток» – инструментом давления на транзитные страны. Минск полагает, что в условиях противостояния РФ и Запада посредническая роль Белоруссии будет востребована, она станет центром принятия решений в Восточной Европе, значимость транзита возрастет и не исключено строительство второй очереди «Ямал – Европа».
Благо Газпром владеет 100 процентами Белтрансгаза, купленного за пять миллиардов долларов, и газопроводом «Ямал – Европа», идущим через белорусскую территорию. Россия загружает белорусские трубы на полную мощность (более 45 млрд куб. м), поэтому для увеличения прокачки нужно строить новую магистраль.
Новая газовая инфраструктура, построенная за счет РФ, обеспечит Белоруссии не только дополнительные налоговые поступления в бюджет и инвестиции, но и шанс использовать газопровод как рычаг давления на Москву по примеру Украины. С начала 2016-го Минск добивается снижения цены на российское голубое топливо.
Согласья нет
Несмотря на обещания Анкары профинансировать половину строительства «Турецкого потока», для начала работ России необходимо получить необходимый пакет документов, включая межправительственное соглашение, выверить маршрут и число веток магистрали.
Если Турция согласится на строительство одной ветки, имеющей пропускную мощность, достаточную лишь для покрытия ее нужд, проект будет невыгоден Газпрому. Москве не стоит авансом предоставлять турецким компаниям скидку на газ до получения подписанных документов со стороны Анкары.
Источник: «Военно-промышленный курьер» (публикуется в сокращении)