Мнения

Полина Борисова
социолог

Пять главных проблем русского кино

8 февраля 2016, 17:20

Фото: из личного архива

Наступивший 2016 год был объявлен Годом российского кино. Исходя из того, что предыдущие годы посвящались «проблемным» сферам общественной жизни – семья, молодежь, литература, можно сделать вывод, что в теории правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа.

Правительство официально признало факт кризиса отечественного кинематографа

Но почему это так важно именно сейчас – во время стремительного падения уровня жизни, обвального снижения цен на нефть, роста угрозы международного терроризма и непредсказуемой эскалации этнических, религиозных, политических конфликтов? Почему именно кино? У этого вопроса есть своя предыстория.

31 декабря 2015 года президент России подписал указ о Стратегии национальной безопасности, где недвусмысленно провозглашается тезис о необходимости формирования госзаказа на создание кинематографической продукции как залога укрепления этой самой безопасности.

Сфера кино обладает значительным идеологическим потенциалом. Главную роль в производстве современного мира играют не столько нефть и операции на валютных рынках, сколько массовые представления о происходящем, которые производятся транснациональными «фабриками мысли».

Если мы хотим сохранить государственный суверенитет и отстаивать национальные интересы, то обязаны иметь свою гражданскую идентичность, которая формируется в том числе и национальной киноиндустрией. В противном случае, цитируя В. Мединского, «кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию».

Итак, если актуальность Года кино не вызывает сомнений, остается лишь узнать, с какими проблемами сталкивается современный кинематограф, каковы основные тенденции и перспективы его развития?

Проблема международного статуса отечественного кино

Есть такая программа ЮНЕСКО – «Память мира». На данный момент в ней представлены около 800 картин из 49 стран. Попадание кинолент в реестр не только предполагает уникальные условия хранения и распространения копий фильмов, но и повышает престиж национального кинематографа.

Кому бы вы доверили право запрещать прокат фильмов, искажающих события российской истории?








Проголосовать
Так вот – отечественные фильмы в вышеупомянутой программе ЮНЕСКО отсутствуют. Дзига Вертов, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский – все эти режиссеры хорошо известны в России и за рубежом.

Художественное своеобразие их картин и по сей день продолжает вдохновлять известных режиссеров, а технические приемы, впервые использованные в съемочном процессе (например, идеи монтажа Вертова и Кулешова или ракурсная съемка Пудовкина), определили тенденции развития мирового кинематографа. Так что дело тут вовсе не в отсутствии признания со стороны профессионального сообщества. А в банальной политической и общественной апатии.

В начале 90-х, когда формировался фонд «Памяти», от российской стороны не подали списки национального кинематографического наследия. Сегодня это сделать гораздо сложнее – нужна политическая воля и участие. Хочется верить, что Год кино обеспечит содействие Минкультуры в этом деле и Россия наконец-то официально закрепит статус кинематографической державы.

Проблема падения сборов и доли отечественного кино в прокате

Кассовые сборы отечественного кино стремительно снижаются. В 2013 году 59 отечественных картин заработали 258 млн долларов. В 2014 картин становится больше – 84, но совокупного дохода они приносят значительно меньше – уже 219 млн долларов. Наконец, «абсолютным рекордсменом» стал год минувший, когда на 126 вышедших в коммерческий прокат картин пришлось всего 116 млн долларов прибыли. Нетрудно посчитать, что за два года кассовые сборы отечественного кино сократились более чем в два раза!

Доля нашего кино в прокате по сравнению с иностранными фильмами тоже сокращается. Еще в 2013 году она составляла 19%, а по итогам 2015-го – уже 14,9%. Если брать статистику по месяцам, то она выглядит еще более удручающе и не достигает порой и 10%, потому что выход российских фильмов в прокат все чаще приурочен к большим праздникам или значимым датам.

Проблема рентабельности отечественного кино

Итак, сборы катастрофически снижаются, доля падает – производство российского кино становится убыточным. Приведу простой пример. В прошлом году на производство 126 лент, вышедших в домашний прокат, было потрачено 307 млн долларов, а кассовые сборы составили 116 млн долларов. Убыток составил 246 млн долларов!

О каком национальном кинематографе может идти речь? Индустрия не переживает кризис. Индустрия не адаптируется к новым экономическим реалиям. Она мертва. Зато существует как планета-колония, на которой заботливые голливудские садовники в рядок рассаживают свои кинокультуры.

Или как иначе диагностировать состояние российского кинематографа, где из 126 лент, вышедших в прокат, окупаются всего лишь пять? Где авторское и детское кино по праву можно заносить в Красную книгу, зато на господдержку, оказанную на безвозмездной основе, Владимир Бортко выпускает отдаленно напоминающий бондиану фильм «Душа шпиона» с бюджетом 10 млн и сборами 20 тысяч долларов?

Да, секрет Полишинеля – кино в России является бизнесом лишь для единиц. А как же остальные? А остальные пускаются в жанровые миграции в поисках лучшего…

Проблема массовизации отечественного кино

Социальное кино в последнее время практически ушло с экранов. На злободневной действительности сегодня много не заработаешь – она и так повсюду. На место «социалки» пришел хоррор в отечественном исполнении, правда, немного с зеленцой, но зрители на него идут. По крайней мере, в прошлом году из пяти окупившихся картин две пришлись именно на этот жанр – «Пиковая дама: черный обряд» и «Убрать из друзей».

Многие известные режиссеры – Павел Лунгин, Карен Шахназаров, Валерия Германика – оставляют привычную сферу авторского кино и уходят на телевидение, пробуя себя в деле производства сериалов. Что, думается, оправдает себя в коммерческом отношении. К слову сказать, не отстают и мастера артхауса. Они все чаще вдохновляются идеей создания национального блокбастера – проекта, безусловно, «кассового».

В российском кино произошла автозамена жанров: социальное, авторское кино и артхаус конвертировались в хорроры, сериалы и блокбастеры. Плохо это или хорошо? Это объективно.

В стремлении выжить отечественный кинематограф ныряет с головой в омут массовой культуры. Он теряет признаки самобытности. Документалистика, экспериментальное кино, артхаус – это априори убыточные жанры, но именно они и определяют цвет глаз и походку национального кино, по которым мы угадываем его силуэт в толпе.

Проблема несостоятельности протекционистских мер поддержки отечественного кино

Ведущие режиссеры и продюсеры в один голос утверждают, что отечественный кинорынок как никогда нуждается в последовательных и взвешенных протекционистских мерах.

Изначально в основу реанимационных мероприятий по приведению в чувство отечественной киноиндустрии легла идея введения квот на показ зарубежных фильмов в российском прокате. Долю иностранных лент предлагали сократить до 50%, а некоторые и вовсе ратовали за запрет в качестве ответа на санкции. Но эту меру пришлось очень быстро оставить по причине экономической несостоятельности.

Удивительно, но как ее вообще можно было рассматривать всерьез? Ведь с самого начала было очевидно, что квоты сильно ударят и по сборам, и по посещаемости. Кроме того, ни для кого также не было секретом, что аренда многих кинотеатров зафиксирована в валюте и добровольно экономическую петлю себе на шею никто накидывать не будет.

Аналогичным образом закончилась история и с введением НДС на зарубежные фильмы. По мнению Мединского, прибыль с налога будет настолько ощутимой, что ее можно будет направить на развитие отечественной киноиндустрии. К сентябрю 2015-го даже обещали подготовить соответствующий законопроект.

Хорошо кинопрокатные компании оперативно отреагировали на эту абсурдную с точки зрения современных экономических реалий идею и написали письмо президенту с просьбой не вводить НДС на иностранное кино, предрекая стремительный рост цен на билеты и, как следствие, погружение в глубокий летаргический сон провинциальной киносети. Кстати, впоследствии Минэкономразвития подтвердило эти опасения, признав инициативу с введением НДС экономически неэффективным шагом.

Наконец, в прошлом году активно заговорили о практике переноса дат голливудских релизов как еще одной протекционистской инициативе. Вообще удивительно, что выдача прокатных удостоверений на показ в прокате иностранных фильмов до сих пор никак не отрегулирована. Хотите выйти в прокат в новогодние праздники? Милости просим! Хотите в любой другой уикенд? Пожалуйста!

За новогодние праздники кинотеатры собирают десятую часть годового дохода. Будет ли оправданно в таких условиях ограничивать прокат иностранных блокбастеров в пользу отечественного кино, рискуя кассовыми сборами и посещаемостью? Нет.

Как же тогда выживать отечественному кино? Да никак. Еще одна экономическая петля на шею.

Отечественная киноиндустрия – это уютное и безмятежное пространство, где детища Paramount Pictures чувствуют себя как дома. Сейчас никакие якобы протекционистские меры – квоты, НДС, перенос релизов – не способны ликвидировать острую экономическую зависимость отечественной киноиндустрии от продукции киноиндустрии глобальной.

И это будет продолжаться до тех пор, пока на государственном уровне не будет разработана программа возрождения национального кино. К Году кино индустрия подошла с рядом хронических проблем, но в плане официальных мероприятий запланирована всего лишь одна встреча с представителями Минкультуры.

Что это – очередное чудовищное расхождение теории и практики? Ждать ответа осталось недолго. Стартовавший год покажет – будет ли он за здравие или за упокой национального кино.

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?