Кто-то подсчитал, что в нашей стране существуют более 40 видов различных тайн. Они охватывают практически все сферы современной жизни (от тайны исповеди до государственной тайны и от тайны усыновления до банковской и налоговой тайн).
Полная информационная подборка на юридическое или физическое лицо делается некоторыми умельцами за несколько часов
Однако всегда находятся желающие установить доступ к секретам или сократить их объем. В первую очередь, это касается банковской и налоговой тайн и уже затем профессиональных – адвокатской, врачебной, журналистской, нотариальной.
Достаточно вспомнить инициативу конца прошлого года об обязанности налоговых органов субъектов РФ предоставлять региональным властям информацию о налоговых отчислениях конкретных юридических лиц (ранее это была лишь обобщенная информация о суммах начисленных на территории налогов, суммах уплаченных налогов и величине налоговых недоимок).
Минфин хочет пойти дальше и снять режим налоговой тайны с информации о представленной юридическими лицами налоговой отчетности, ее показателях, средней численности персонала, средней заработной плате, сумме уплаченных налогов.
Предполагается, что такая инициатива поможет лучше прогнозировать доходную часть региональных бюджетов, в то время как первая инициатива в качестве плюса сулила возможность предавать гласности названия местных неплательщиков налогов. Очевидно, в целях возбуждения в них угрызений совести.
Понятно, что названные причины и цели сокращения перечня сведений, составляющих налоговую тайну, вряд ли удовлетворят хоть сколько-нибудь разумного человека.
И если налоговая тайна сжимается, как шагреневая кожа, то банковская пока пытается держаться, однако уже на протяжении многих лет подвергается серьезному давлению в плане расширения списка тех, кто имеет к ней доступ.
Всеми правдами и неправдами налоговики и правоохранители, контролеры и ревизоры пытаются вписать себя в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», которая и закрепляет правовой режим информации ограниченного доступа в банковской деятельности с соответствующими изъятиями.
Сегодня дошло уже до того, что некоторые специалисты и ученые заговорили о том, что пора готовить целый проект федерального закона «О банковской тайне», в котором собственно подробно все и прописать: правовые основы, понятийный аппарат, субъектов и режим доступа и так далее.
Однако возникает вполне резонный вопрос, а есть ли в этом необходимость? Он вытекает из двух важных, на мой взгляд, факторов. Первый заключается в том, что вряд ли мы сегодня можем говорить о том, что в современном мире и наших реалиях понятие «тайна» наполнено именно тем смыслом, который издревле в него вкладывался.
Полная информационная подборка на юридическое или физическое лицо делается некоторыми умельцами за несколько часов, там будет и налоговая и банковская информация, и персональные данные, и компьютерная переписка, и данные соцсетей и многое другое.
Конечно, за это придется заплатить, но деньги незапредельные, участники делового оборота и иные обеспеченные любопытствующие вполне могут это себе позволить. Без установления строгого внутриведомственного и внутрикорпоративного контроля и работающего без перебоев механизма привлечения к административной и уголовной ответственности за разглашение всех видов тайн такая ситуация будет только усугубляться.
Кроме того, переходя ко второму фактору, отметим, что совсем недавно Швейцария и Евросоюз подписали соглашение об автоматическом обмене банковской информацией (фактически о налоговой прозрачности). С 2018 года европейские и швейцарские чиновники смогут узнать данные обо всех счетах и их держателях в банках на своей территории.
Таким образом, пал последний форпост старой доброй банковской тайны, которая делала такой привлекательной швейцарскую юрисдикцию для спокойного и конфиденциального хранения больших и малых сбережений сотен тысяч человек со всего мира. Налоговые уклонисты и оптимизаторы больше не смогут хранить незадекларированные доходы на швейцарских счетах.
Европейские чиновники с восторгом говорят, что подписанное соглашение означает конец швейцарской банковской тайны во благо транспарентности и сотрудничества в налоговой сфере с Евросоюзом.
Кроме того, Экофин в октябре 2014 года принял проект директивы о расширении списка доходов, попадающих под автоматический обмен информацией налоговыми службами ЕС. Речь идет о таких доходах, как проценты, дивиденды, выручка от продажи финансовых активов, а также об остатках на счетах.
Директива должна внести поправки к европейскому законодательству, регулирующему автоматический обмен информацией о доходах налогоплательщиков ЕС, получаемых ими в тех государствах союза, где они не живут.Так стоит ли в таких условиях противиться тому, что уже фактически стало действительностью? Ведь уже к 2018 году Россия может стать частью глобальной системы обмена налоговой информацией?
В таких условиях нашим согражданам, которые структурируют свою предпринимательскую деятельность с использованием европейских и иных юрисдикций, стоит внимательнее присмотреться к грядущей амнистии капитала и тем самым добровольно задекларировать свой зарубежный бизнес и иностранные счета, либо окончательно перевести бизнес за рубеж.
Таким образом, в сокращении перечня сведений, составляющих налоговую и банковскую тайну, нет ничего выходящего за рамки общемировых тенденций. А к расширению возможностей для очередного «закошмаривания» бизнеса это не имеет никакого отношения, так как при необходимости массив любой необходимой информации в отношении нужного субъекта формируется оперативно и без особого труда.
Зачем впустую переживать из-за того, чего на самом деле нет?