Отмечавшийся совсем недавно Международный день борьбы за права инвалидов стал для многих групп общественников поводом в очередной раз задуматься о потребностях людей с ограниченными возможностями.
72% объектов, призванных повышать доступность городской среды, по мнению самих инвалидов, не выполняют свою функцию
Являвшаяся когда-то непреодолимым препятствием для нормального бытия инвалидность должна стать просто признаком наличия у человека особенностей здоровья, которые ни в коем случае не должны ему мешать жить полноценной жизнью.
И первым шагом на пути к этому должно стать повсеместное возведение такой инфраструктуры, которая позволит инвалиду свободно перемещаться там, где ему захочется (в конце концов, свобода перемещения является одним из основополагающих конституционных прав).
Невозможно быть членом общества, не имея возможности участвовать в любых элементах его жизни – посетить публичное мероприятие или кинофильм, пойти в кафе или в магазин со своими знакомыми и друзьями.
Представьте себе, с какими сложностями каждый день сталкиваются эти люди. Выйти на улицу, зайти в любое нужное место (магазин, аптеку, поликлинику, банк), добраться на общественном транспорте в любую нужную точку – для людей с инвалидностью все эти действия не являются рутиной, им необходимо строить свои маршруты так, чтобы у них была банальная возможность просто оказаться там, где хочется.
До тех пор, пока не создана возможность для свободного перемещения каждого человека с инвалидностью, нельзя говорить об интеграции таких граждан (а их в России миллионы) в общество.
С 2010 года в России действует государственная программа «Доступная среда», нацеленная именно на повсеместное создание нужной инфраструктуры. Но правильные и благородные инициативы законодательной и исполнительной власти, постоянные усилия профильных ведомств раз за разом нивелируются недостатками реализации их на местах.
В 2014–2015 году Союз добровольцев проводил мониторинг доступности и комфортности городской среды для лиц с инвалидностью. Мониторинг осуществлялся по нескольким направлениям.
В 63 регионах России на парковках провели эксперимент. Исследованию в первую очередь подвергались стоянки при государственных учреждениях и торговых центрах. Оказалось, что только в 80% случаев на них есть парковки, на которых места для инвалидов, отмеченные разметкой и знаками, составляют 48,6% от общего числа (т.е. меньше чем половина).
При этом половина из них (26,7% от общего количества) была занята машинами граждан, не имеющих ограничений по здоровью. Примечательно, что всегда находились свободные места для стоянки, не предназначенные для инвалидов, – просто находящиеся чуть дальше от входа.
И дело здесь не только в неуважительном отношении общества к инвалидам и правилам дорожного движения – на всех стоянках есть охранники, чья задача, в том числе, не допускать занятия инвалидных мест теми, кто не имеет на это права. Но эта работа не выполняется. А значит, руководство учреждений, организующих парковки, относится к созданию безбарьерной среды формально.
Схожая ситуация обнаружилась и в области организации инфраструктуры доступности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и инвалидов по зрению. Формально правила, требующие устанавливать пандусы для колясочников и специальные элементы городской среды для слабовидящих (действия, на которые в бюджете запланированы миллиардные траты), чаще всего соблюдаются.
Но исполнение указа о помощи инвалидам грешит большим количеством ошибок, делающих все усилия бессмысленными. Строители, установившие пандус к подъезду, не проверили, а можно ли им пользоваться. А пандус, установленный строго по всем правилам, с нужной шириной между направляющими и верным углом наклона, упирается во входную дверь, открывающуюся навстречу инвалиду-колясочнику (или маме с детской коляской) – и попасть внутрь невозможно.
При проверке звукового сигнала на переходе оценили его громкость – и не увидели, что для слепого, стоящего на углу, звук с двух сторон абсолютно одинаков, а значит, с вероятностью 50% он выйдет не на безопасный переход, а под колеса мчащихся автомобилей.
И таких примеров множество. Формальный подход, помноженный на то, что в приемке объектов инфраструктуры доступности не участвуют их будущие пользователи, приводит к тому, что миллиарды рублей из бюджета расходуются впустую. В 43 регионах проверка показала, что 72% объектов, призванных повышать доступность городской среды, по мнению самих инвалидов, не выполняют свою функцию.
В конце концов, создание в городах качественной и работающей безбарьерной среды принесет реальную пользу не только людям с ограниченными возможностями, но и в целом повысит культуру нашего общества, а потому по успехам на этом направлении следует оценивать работу губернаторов – тем более у нас есть позитивный пример: Сочи к Олимпиаде был оборудован для перемещения лиц с ограниченными возможностями всем необходимым, согласно принятым ГОСТам и СНИПам.Если это оказалось возможным сделать в одном городе, значит, это возможно и для всей страны. Круг интересов людей, по той или иной причине не свободных в передвижении, не должен принудительно ограничиваться двумя-тремя местами, оборудованными пандусами, – человек должен иметь возможность пойти куда хочет: в магазин, кафе, театр, и это должно быть для него рядовым, а не из ряда вон выходящим событием.
Для оптимального развития безбарьерной среды, строительства более комфортных объектов инфраструктуры нужно привлекать к мониторингу инвалидов, то есть тех, на кого рассчитаны данные объекты, а также представителей общественных движений и организаций, правозащитников, сделать такой мониторинг частью государственной программы «Доступная среда».