Привычная для Белоруссии «маятниковая дипломатия» – игра на противоречиях между Востоком и Западом – в этот раз нашла свое отражение в кампании по выборам белорусского президента, которые пройдут уже в это воскресенье.
Однобокая» ориентация на Москву не в интересах режима Лукашенко
Если феномен политического лидерства Александра Лукашенко, символизирующий внешнюю политику Белоруссии, уже достаточно подробно изучен, то роль и место белорусской оппозиции в политическом ландшафте республики не столь однозначны.
На должность главы республики претендуют «всего» четыре кандидата, каждый из которых представляет свою электоральную группу. Нужно отдать должное работе главного идеологического управления администрации президента РБ, которое учло промахи 2010 года, когда к выборам было допущено сразу десять кандидатов. Что же собой представляет феномен белорусской оппозиции?
Традиционно она делится на три сектора – условно «прозападная», условно «пророссийская» и условно «националистическая». Почему условно? Потому что во многом условен сам термин «белорусская оппозиция» и то, что под ней подразумевается. Исторически сложилось, что те, кто позиционирует себя в качестве таковой, предпочитают действовать не в политическом поле республики, а с территории третьих стран, прежде всего Литвы и Польши.
Еще одно самоназвание белорусских «западников» – литвинисты: люди, считающие себя историческими, культурными и, если угодно, политическими наследниками Великого княжества Литовского. Этим объясняется их евроатлантическая и антироссийская позиция.
Электоральную поддержку им оказывает социально активное польско-католическое меньшинство западных областей республики. Однако их разобщенность и финансовая зависимость от западных фондов не позволяют им играть сколько-нибудь значимую роль в белорусской политике.
Но поскольку идея нынешних выборов заключается в том, чтобы охватить весь спектр политических сил, представлять западноориентированную белорусскую общественность взялась кандидат от движения «Говори правду» Татьяна Короткевич.
Она предлагает вывести Белоруссию из ОДКБ и провозгласить нейтральный (для начала) статус страны, одновременно предлагая интенсифицировать диалог с ЕС по безвизовому режиму и зоне свободной торговли. Чем такие «мирные инициативы» заканчиваются, можно видеть на примере соседней страны.
При этом стоит справедливо отметить, что подобную позицию разделяют в белорусском обществе далеко не все. Например, старшее поколение, которое традиционно отдает предпочтение развитию отношений с Россией.
Несмотря на резкие высказывания Лукашенко по поводу «русского мира», на фоне реинтеграции постсоветского пространства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и успехов российской дипломатии, в том числе на ближневосточном направлении, симпатии белорусов к союзной России растут.
Но и такая «однобокая» ориентация на Москву не в интересах режима Лукашенко, пытающегося найти баланс между участием Белоруссии в ЕАЭС и привлечением западных финансовых средств.
Решение найдено – атаман белорусского казачества, кандидат в президенты республики Николай Улахович и его сбалансированная внешнеполитическая позиция «равноудаленных» отношений с Россией и ЕС. При этом Улахович снискал себе популярность в «пророссийском» электорате благодаря своим высказываниям в защиту «русского мира» и возвращения Крыма в состав России.
Остается поддерживающее независимый курс белорусского лидера большинство, состоящее в основном из работников бюджетной сферы, военнослужащих и сотрудников крупных госпредприятий республики, а также лояльных предпринимателей.
Последние активно используют «многовекторную дипломатию» Белоруссии для развития своего бизнеса, одновременно и со странами Балтии, входящими в ЕС, и в рамках единого рынка ЕАЭС, и даже с Китаем, «стратегическим партнером» республики.
Наконец, для всех остальных есть лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич – «умеренный» кандидат, миссия которого – не допустить объединения испытывающих либеральные настроения белорусов – части интеллигенции и молодежи – с прозападной оппозицией.
С одной стороны, такой тщательный подбор претендентов на должность президента страны призван удовлетворить самые притязательные вкусы белорусского электората, а заодно и снять возможные обвинения в безальтернативности предстоящих выборов.
С другой стороны, именно фрагментированность белорусского политического поля призвана продемонстрировать, что только действующий лидер способен объединить белорусов и обеспечить стабильные условия для развития страны.
В любом случае для всех сейчас очевидно одно – Александр Лукашенко будет переизбран на пятый президентский срок. А вот как будет развиваться ситуация после закрытия избирательных участков и удастся ли Минску обеспечить признание Западом итогов голосования, и при этом на каких условиях – вопрос неоднозначный.