Мнения

Татьяна Шабаева
журналист, переводчик

Другие в заявленное «многообразие» не вписываются

21 октября 2015, 09:25

Фото: facebook.com/tatiana.shabaeva

«Единство – в многообразии, Ответственность – в свободе, Устойчивость – в развитии» – этими словами начинается обобщающий текст, который его авторы считают манифестом гуманистической педагогики, предполагая здесь взгляд в будущее.

В качестве первичного блага они продают «неповторимую индивидуальность

Я подумала, что мне показалось. Я знала эти слова. Уже читала их, такие же безапелляционные и малоосновательные. И я вспомнила, где. Это были «три партийных лозунга»: «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила».

Да, это был Оруэлл. С этим удивительным фактом пришлось смириться, потому что из-за уровня аргументации проглянул и «белый фасад министерства правды». Такой:

«Мир меняется быстро.

Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Меняются даже модели самих изменений. Больше нет привычных схем и траекторий, все непредсказуемо и динамично.

Школа меняется медленно.

Она отстает от современности. И последствия затрагивают всех. Школа или готовит человека к переменам, приучает к разнонаправленности происходящих перемен, или оставляет выпускника один на один с новым и неожиданным. Часто последствия этого ступора печальны: ностальгия по прошлому, аллергия на все новое, отказ от развития, обожествление идеи безопасности (не условия нормальной жизни, а ее единственной цели!). Мы наблюдаем бегство от свободы, скатывание в архаику, консолидацию на почве страха, поиск врагов и виноватых».

Почему девизом школьного образования должны быть перемены, а не традиция? (фото: Geovien So/Barcroft Media/ТАССС)

Возникает много вопросов, которые в рамках манифеста не получают даже приблизительного ответа.

Почему ностальгия по прошлому – это скверно, печально?

Почему новое – это непременно хорошо? Может ли быть такое новое, аллергия на которое будет защитной реакцией организма?

Почему там, где ностальгия, должен быть и «отказ от развития»?

Что такое «нормальная жизнь» в мире, который меняется так стремительно, что спрогнозировать его изменения невозможно («все непредсказуемо»)?

Если мы не можем предсказывать изменения мира – почем мы знаем, быть может, «скатывание в архаику», что бы это ни значило, это и есть нормальная тенденция изменений?

Если есть страх, то почему не должно быть консолидации на почве страха? Кто доказал, что страх беспочвен?

Почему девизом школьного образования должны быть перемены, а не традиция?

Отдельно запомним это: «Школа или готовит к переменам, или оставляет человека один на один с переменами». Каждый раз, когда вам предлагают на выбор категорическое «или – или», вами манипулируют. Спектр жизни значительно шире.

Необходимо признать, что авторы манифеста не хотели вовсе проигнорировать жизненный спектр. В той скромной части, в какой созданная ими программа имеет отношение к реальности, они правы. «Детям неинтересно; управленцы дрожат в ожидании очередных комиссий; учителя задавлены отчетностью: им просто некогда заниматься детьми». Нередко это правда – и особенно в последней, болезненной учительской части.

Беда в том, что это едва ли не вся правда, которая обретается в манифесте.

Да, учителя задавлены отчетностью. Продолжим: да, учителя в ряде регионов получают ничтожные зарплаты и вынуждены работать на полторы–две ставки. Да, сельская школа лежит в руинах. Да, никакого сколько-то систематического повышения квалификации и творческого роста учителей при таком раскладе быть не может – даже и без отчетности.

Да, по-прежнему существуют большие сомнения в адекватности проверки результатов работы учителя, в целесообразности единого государственного экзамена и продуманности форм его проведения. Да, идет отток учителей из госшкол в платное репетиторство. Да, растет расслоение общества – и школ – на «элиту» и «простых».

И еще много чего да.

Есть ли это в манифесте, призванном консолидировать? Нет, там ничего этого нет. Зато прописаны «виновники».

«Виноваты в этом не только чиновники или политики. Само общество настроено консервативно. Многим кажется: если вернуться к советскому опыту, все наладится само собой. Это самообман».

«Многим кажется: если вернуться к опыту 90-х, все наладится само собой. Это самообман». Ну, ладно. Из вышеприведенного заключим, что наше общество не так уж сильно желает перемен и не так уж определенно меняется. Обязательно ли это плохо? Советский опыт был довольно многообразен. Он включал и Шаталова, и Сухомлинского с Амонашвили, на которых ссылаются авторы как на своих предтеч. Это были признанные Учителя, их книги выходили колоссальными – в совокупности миллионными – тиражами.

Однако авторы манифеста с легкостью говорят о «тотальном советском контроле». И здесь, разумеется, цитируют Пушкина. Разговаривая об образовании, вообще очень важно в какой-то момент неглубоко процитировать Пушкина. Например, так:

Основанное на гуманизме, на пушкинском «самостоянье человека», образование позволит ребенку состояться.

Но что такое «пушкинское «самостоянье человека»? Это вот что: «Два чувства дивно близки нам, / В них обретает сердце пищу: / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам. / На них основано от века / По воле Бога самого / Самостоянье человека, / Залог величия его».

В поздней редакции это стихотворение выглядит несколько иначе, но и там для авторов манифеста ничего утешительного. Итак, пушкинское «самостоянье человека» – это в немалой части ностальгия, взгляд в прошлое, любовь к родному пепелищу, без нее никак. Где же в документе, который призван «творчески консолидировать страну», любовь к родному пепелищу? Неужели только в том, чтобы ритуально помянуть Пушкина, а дальше уж про «тотальный советский контроль»?

А чего стоит якобы «советский принцип»: «Хочешь жить – умей подчиняться»... Авторам недурно бы почитать вышедшую недавно книгу британца Джерри Тонера «Как управлять рабами». Она рассматривается как ироническое, но актуальное пособие для современных менеджеров в самых что ни на есть капиталистических странах. Попробуйте жить там и не подчиняться.

«Многие из нас активно участвовали в школьных изменениях: как учителя, ученые, управленцы, эксперты» – это авторы манифеста говорят о себе. Очень жаль, что они упускают случай рассказать, что это были за изменения и довольны ли они результатами. Вместо этого они говорят пустое:

«Характерная схоластика вузовских учебников по педагогике, зубрежка и начетничество уже не помогают будущим учителям найти подход к детям».

А раньше схоластика, зубрежка и начетничество помогали найти подход к детям?

«Если раньше школа была обязана подготовить к жизни, то теперь больше не получится первые 25 лет жизни учиться, а потом применять готовые знания…

Сегодня учитель не столько объясняет материал и увлекательно доносит до учеников новую информацию (это за него с легкостью делает Google)…

Представьте себе балет в Большом театре, полностью подстроенный под ваши индивидуальные вкусы…»

Да, мы все это уже слышали, и в «Мистерии Буфф» это было значительно талантливее:

«Лучи перевяжем пучками метел, / чтоб тучи небес электричеством вымести. / Мы реки миров расплещем в меде, / земные улицы звездами вымостим».

«Благодаря неизбежно наступающей эпохе плюрализма, многообразия, вариативности единые подходы сформируются сами…

Экономика – пример самоорганизующейся системы».

И про благодетельную руку рынка, который все сам отрегулирует, мы тоже уже слышали.

Откуда, из какого нафталина вынырнули манифестанты, недоигравшие в революцию? Все-таки из 90-х. Поэтому в качестве первичного блага они продают «неповторимую индивидуальность».

«…главное – утвердить и развить достоинство личности, поддержать ее права и свободы, раскрыть потенциал неповторимой индивидуальности, способностей и дарований каждого и направить это уникальное богатство на благо других людей и всего общества.

Сегодня задачей учителя может быть не только прямая передача жизненного опыта и знаний несмышленому ребенку, так сказать, в готовой упаковке, словно сам ребенок по неопытности их добыть не может. Человек появляется на свет, чтобы исследовать, изучать, осваивать свое окружение и улучшать мир на основании полученного опыта. Мы должны уважать детей и доверять им в полной мере».

То, что мы должны уважать детей, разумеется, не значит, что они появляются на свет опытными и готовыми самостоятельно добывать знания. Нет, дети такими не рождались, не рождаются и, решимся предсказать, не будут рождаться. Что до «неповторимой индивидуальности», ироничные картинки про уникальность заполонили англоязычный интернет. Не стоит перенимать весь их цинизм, но хотя бы некоторое представление о мире, за которым рекомендуют нам поспевать, авторам иметь нужно.

И, возможно, оно у них есть, но они не планировали его отразить в манифесте. Этот фантазийный, инфантильный и неряшливый текст написан «для своих» – тех, кто не нуждается в объяснении, ибо согласен. Их он творчески консолидирует, другие же в заявленное «многообразие» не вписываются.  

***

Автор этой статьи не работает в школе, хотя перед написанием дополнительно советовался с теми, кто работает. Но есть такое понятие, как здравый смысл. Все многообразие мира не должно напрочь его отключать. Как сумел сформулировать герой Оруэлла, «Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует».

Вам может быть интересно

Демонстранты начали возводить баррикады в Тбилиси
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине из-за неудач

Североатлантическому альянсу необходимо изменить механизмы оказания помощи Киеву из-за допущенных ранее провалов, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance осужден в США

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance Чжао Чанпэн приговорен федеральным судом Сиэтла к четырем месяцам тюрьмы, сообщили СМИ.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Американист: США ищут способы обхода собственных антироссийских санкций

Рост цен на бензин внутри США негативно сказывается на перспективах Байдена в рамках предстоящих выборов. Поэтому Вашингтон ищет способы обхода собственных санкций для стабилизации ситуации в стране, сказал газете ВЗГЛЯД американист Малек Дудаков. Ранее минфин США временно разрешил производить расчеты с российскими банками по энергетике.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Трампа оштрафовали за комментарии по делу о выплатах порнозвезде

Суд Нью-Йорка выписал штраф бывшему президенту США Дональду Трампу за комментарии по делу о выплатах порноактрисе Сторми Дэниэлс, сообщил телеканал CNN.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?