Власти Новороссии, объединившей Донецкую и Луганскую народные республики, приняли решение заняться вопросами идеологии. Так, был объявлен конкурс на создание учебника истории Новороссии, который планируется написать к 1 сентября.
Достаточно в центре Донецка увидеть стоящие там повсюду скифские бабы, чтобы понять, что как минимум история Донбасса, история степной Украины насчитывает не меньше, если не больше лет, чем история Киева
Беда многих политиков Юго-Востока и тех республик, которые складываются на этой территории, в том, что они сами весьма отдаленно знакомы с историей этих краев. Это не их, в общем-то, вина – термин «Новороссия» выжигался каленым железом и в советские времена, и в годы независимой Украины.
Достаточно в центре Донецка увидеть стоящие там повсюду скифские бабы, и становится понятно, что история Донбасса, история степной Украины насчитывает не меньше, если не больше лет, чем история Киева.
Возраст Киева рассчитывают, исходя из каких-то черепков, найденных на его территории. Но если так исчислять возраст Донецка или любого другого донбасского города, то они окажутся древнее Киева, как это ни парадоксально.
Особый акцент стоит делать на интернациональном характере этого заселения. Новороссия была частью Российской империи, даже украинские учебники, которые всячески доказывают, что древние укры появились задолго вообще до всех остальных людей на Земле, не могут обойти эти страницы своего пребывания в Российской империи.
И было бы странно, если бы Новороссия, которая родилась при расширении Российской империи, осталась бы вне этой истории. Новороссия была частью Российской империи и России – и избежать упоминания этого факта не получится, как ни старайся.
Соответственно, попытки описать события двух-трехлетней давности чаще всего оборачиваются тем, что такие учебники истории сдаются на свалку после победы той или иной политической партии.
Конечно, тяжело избавиться от эмоционального окраса при описании сегодняшних событий, но надо постараться более сухо изложить проверенные даты, факты, цифры. Это необходимо сделать.
Специалистов по истории Новороссии хватает. Но надо понимать, что те историки и преподаватели, которые оказались в зоне так называемой антитеррористической операции, находятся не в лучшей ситуации, чтобы отрешиться от военного положения и писать академические учебники, да еще не имея доступа к архивам, базам данных и так далее. Я знаю историков, которые сейчас находятся в более комфортном положении – это люди, живущие в Крыму.
В частности, я знаю, что над книгой, посвященной самому термину «Новороссия», истории Новороссии, работает уважаемый мной Андрей Мальгин, историк, директор Симферопольского краеведческого музея.
Насколько мне известно, над этим трудом также работал одесский историк Александр Васильев, который сейчас тоже живет в Крыму.Создание учебника истории актуально всегда, историю своего края, своих земель нужно знать всем, в каких бы странах или империях они ни находились. Это было актуально и 100, и 50 лет назад, и тем более сейчас, когда весь мир и все мировые СМИ самым активным образом обсуждают этот термин – «Новороссия», New Russia, и только ленивое западное СМИ не написало о прошлом этого края.
Странно, что до сих пор нет нормальных научных изысканий относительно этого термина и истории Новороссии. Написание школьного учебника или учебника для исторических факультетов или не исторических – это совершенно разного рода работа. Тот, кто заказывает этот учебник, должен сам для себя определить, на кого учебник должен быть ориентирован.
О ключевых событиях в истории Новороссии можно долго говорить и спорить. Значительная часть любой книги о Новоросcии должна быть посвящена истории освоения южных степей, Екатерининскому плану заселения этой территории разными народами, в нем должно упоминаться о создании уникальной административной единицы в составе России, создании новой России, об основании городов юга России, которые сейчас являются городами пока еще Украины.
Немалый объем должен быть посвящен теме вооруженных сил Юга России во главе с Деникиным. Особое место в учебнике должна занимать тема экономического освоения Донбасса, уникального проекта конца 19–20 веков, который, может, до конца не был осуществлен. И, конечно, не обойтись без описания Гражданской войны, Великой Отечественной и нынешнего противостояния.