Нынешнее послание президента к Федеральному собранию стало наиболее резонансным и самым ожидаемым из всех последних. И не только в России.
Тональность послания президента была весьма спокойной
Отчасти такое внимание к ежегодному выступлению Путина сопряжено с внешнеполитической конъюнктурой. Но немаловажной является и расстановка смысловых акцентов в самом послании.
Выступление президента можно условно разделить на несколько блоков: консервативную идеологию, сферу.
Условным это деление является потому, что все эти смысловые части пронизывает одна общая сверхидея. Настолько же, насколько граждане России доверяют своему президенту, настолько и он верит в наш народ. И только обозначив это взаимное доверие, можно подробнее говорить о смысле предложений Путина российскому обществу.
Путин видит в людях не электорат или ресурс – он видит нацию, в которую верит (фото: Евгений Курсков/ТАСС) |
В рамках разговора об идеологии президент снова говорил о консерватизме и поддержке традиционных ценностей, цитируя Ивана Ильина.
Фактически сейчас, в условиях противостояния с западным миром – а отрицать это противостояние попросту глупо – Путин и Россия выступают лидерами «консервативного интернационала». Именно поэтому слова президента о том, что Россия сама по себе духовная скрепа для всего мира, стоит расценивать не как некое бахвальство или «накручивание» аудитории, а как констатацию факта.
Речь идет о простом геополитическом факте: сегодня наша страна – это своеобразный катехон для всего мира. Государство, которое удерживает цивилизацию от погружения в вертеп. Именно этой логике и будет в дальнейшем подчинена внешняя, а во многом и внутренняя политика РФ.
По внешнеполитической тематике президент был краток и лаконичен, упомянув самое главное – реальный и виртуальный суверенитет от США и стран ЕС.
В контексте права на свою идеологию вопрос политической свободы играет ключевую роль. Если у некоторых государств нет реального суверенитета, это означает и отсутствие своих традиционных ценностей, и невозможность проведения самостоятельной, выгодной для своих людей внешней и внутренней политики.
Единственным механизмом для поддержания реального суверенитета государств до недавнего времени оставались нормы международного права. Однако, как показала практика, если за их соблюдением не следит некая реальная политическая сила или организация, этот свод законов просто игнорируется «мировой жандармерией» и их сателлитами. По факту такое игнорирование вводит в мировую политическую повестку двойные стандарты практически на официальном уровне.
Что касается внутренней логики нашего конфликта с западным сообществом, то здесь, безусловно, сталкиваются не только некие сиюминутные политические интересы, но два разных взгляда на устройство мировой системы. Если США видят себя гегемоном при развитой колониально-сателлитарной системе иных государств, то Россия последовательно выступает и не боится многополярного устройства мира.
Однако несмотря на текущий конфликт России и Запада, общая тональность послания президента была весьма спокойной. Во многом потому, что, парадоксальным образом, в силу жесткого столкновения двух мировоззренческих парадигм, нашей и западной, мировая многополярность стала принимать зримые очертания, экономические и политические рамки этого многополярного мира видны отчетливо, как никогда ранее. И в этом смысле можно сказать, что многолетняя геополитическая программа Путина увенчалась успехом.
С другой стороны, эта победа не предполагает остановки в выбранном курсе, почивания на лаврах. И здесь крайне важным становится обращение президента к вопросам внутренней политики. Путин коснулся инфраструктурных, социальных и экономических проблем максимально подробно. Кардинально важен общий мотив предложений лидера нашего государства российскому обществу.
Все они пронизаны, как уже было сказано выше – доверием. Доверием к нашему сложному обществу. Здесь и вера в развитие отечественного бизнеса, и предложение амнистии выведенных из офшоров денег, и программа развития российских регионов.
В этом же смысловом поле лежат инициативы по налоговым каникулам и прозрачности проверок со стороны государственных контролирующих органов. Путин видит в людях не электорат или ресурс – он видит нацию, в которую верит.
И нужно чувствовать и понимать, что мы действительно такой нацией стали. А это означает, что ту ответственность, которую президент обозначил для развитого гражданского общества, мы вполне в состоянии нести.Сейчас внешняя политическая среда наиболее агрессивно настроена и к России, и к россиянам со времен холодной войны. Однако наше общество переживало и не такие потрясения в совсем недавнем времени, но, тем не менее, выстояло и сумело не только восстановиться, но и найти пути развития.
Это означает, что и в текущей ситуации наш народ в состоянии не просто справиться со всеми проблемами, но и проявить здоровые, зрелые инициативы по защите себя и страны от внешней политической агрессии и внутренних социальных и экономических проблем. Естественно, в тесном, полноценном сотрудничестве с государством.
В итоге ключевой смысл нынешнего послания президента сводится отнюдь не к частным инициативам по изменению экономики, политики или идеологии. Речь идет о куда большем. Об эволюции отношений государства и общества в нашей стране. Понятно, что эти процессы шли уже давно, но крайне важно, что теперь они официально зафиксированы на высшем уровне.