Налоговая служба страны все активнее предлагает гражданам повышать свою налоговую грамотность и переходить на самостоятельное исчисление подлежащих уплате налогов.
Россияне плохо представляют, какие налоги они платят
С учетом того, что еще в декабре 2011 года руководством страны было отмечено, что в ближайшие три года на модернизацию российской налоговой службы будет направлено около 30 млрд рублей.
При этом уже почти 70% юридических лиц сдают налоговые декларации в электронном виде (а к 2015 году их доля должна вырасти до 80%). Такие планы не выглядят декларативными.
В том числе и этой теме были посвящены проведенные в российских школах в 20-х числах ноября прошлого года (21 ноября отмечается день налогового работника) открытые уроки налоговой грамотности.
Проведение подобных акций необходимо, поскольку уровень общей финансовой грамотности россиян остается крайне низким. Однако для того чтобы изменить отношение граждан к фискальной системе, надо менять стиль работы и самим налоговым органам.
Ведь согласно недавнему исследованию, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), россияне плохо представляют, какие налоги они платят, своевременно ли они это делают и какую ответственность несут.
Около трети россиян и каждый пятый москвич не знают, какие именно налоги они вносят в бюджет (30 и 20 процентов соответственно). При этом хуже всего осведомлены молодые люди от 18 до 24 лет.
Сегодня надо активнее говорить о финансовой грамотности вообще. Сюда входит планирование своего бюджета, его доходов и расходов. Когда такой учет ведется, то гражданин прекрасно знает, какие налоги и в каком объеме он уплачивает. И потом ведь государство максимально постаралось оградить граждан от налогового творчества.
Налог на доходы физлиц и страховые взносы удерживается работодателями; налог на землю, недвижимость, транспортный налог рассчитываются в налоговых органах, и гражданину приходит платежка, которую всего лишь надо оплатить. Поэтому россияне крайне неактивно интересуются льготами и возможными вычетами по тем или иным видам уплачиваемых налогов.
Налоговое планирование на бытовом, семейном уровне у нас практически не развито. Но, надо сказать, это с лихвой компенсируют юридические лица и состоятельные сограждане.
Могу сказать, что еще в начале девяностых многие оправдывали свое нежелание платить налоги тезисом о том, что они не знают, на что идут их налоговые платежи. Мол, раскройте мне все бюджетные расходы, и тогда я подумаю, платить за это или нет.
Но такой подход не выдерживает никакой критики и противоречит закрепленной в статье 57 Конституции РФ обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. К тому же, если у кого-то есть желание, может ознакомиться с томами открытой части российского бюджета и составить представление, на что государство тратит деньги налогоплательщиков.
Исправить ситуацию можно, со школьной скамьи говоря об азах финансовой и налоговой грамотности, ориентировать в необходимости грамотного ведения своих финансовых дел, их учете и планировании.
Кроме того, необходимо предоставлять гражданам больше возможностей в обмене с налоговыми органами информацией в электронном виде. Ведь, к сожалению, до сих пор одним из основных сдерживающих факторов является нежелание людей общаться с представителями налоговых органов в очных беседах.
Отдельная тема – имущественные налоги, с которыми придется столкнуться каждому гражданину, вне зависимости от того, в какой сфере ему предстоит трудиться. Необходимо помогать гражданам самостоятельно определить понятие налогов и их составные части, простым и доступным языком объяснить новые понятия из области налогообложения.
О росте финансовой самосознательности говорит и тот факт, что за прошлый год наши соотечественники заплатили через интернет налоги на сумму более 2 млрд рублей. А буквально на днях глава ФНС М. Мишустин предложил предоставить право россиянам самостоятельно информировать налоговое ведомство о подлежащем обложению налогами имуществе.
Сейчас обязанность уплатить налог возникает у граждан только после получения налогового уведомления, а если его нет, то и нет необходимости в уплате. По предлагаемым новеллам факт неполучения уведомления по любым причинам перестанет освобождать налогоплательщика от обязанности уплатить налог.
Однако обязанность расчета суммы налога все же сохранится за налоговым органом, при этом наиболее инициативные налогоплательщики при желании смогут на основе собственных данных рассчитать суммы налогов. Вполне естественно, что налоговики впоследствии будут иметь возможность их корректировать.
Согласно идеям ФНС, налоговые уведомления будут рассылаться гражданам до середины июня, а до конца года, в случае неполучения такого извещения, у граждан появится право обратиться в налоговые органы с информацией о собственных налоговых расчетах и уже, конечно же, без последствий в виде уплаты штрафов.
В качестве одной из целей таких шагов видятся попытки расширить перечень имущества, подлежащего декларированию, вывести в легальный оборот то, что до сих пор находилось «в закромах» налогоплательщиков, и, как следствие, повысить доходы муниципальных образований.
Совершенно очевидно, что для большей части граждан введение возможности самими исчислить налоги с экономической точки зрения ничего не изменит, так как это их право, а не обязанность. Плюс к этому они будут более детально вовлечены в сами процессы их исчисления и уплаты и смогут застраховать себя от штрафных санкций и пеней.
Действительно, налоговая сфера характерна именно своим фискальным характером, поэтому атмосфера доверия и уважительное отношение к налогоплательщику являются залогом того, что человек все же исполнит свою налоговую обязанность.
Кроме того, может быть, действительно стоит возлагать на граждан больше обязанностей по самостоятельному исчислению некоторых видов налогов. Это неизбежно повлечет за собой необходимость вникать в порядок исчисления и уплаты, что в итоге повысит налоговую грамотность населения.