Мнения

Владимир Дергачев
кандидат экономических наук

«Есть ли у Сирии настоящие друзья?»

17 сентября 2013, 08:42

Каких-то 30 лет тому назад, когда я начинал изучать арабский язык в МГУ, довольно часто приходилось слышать почти хрестоматийное для того времени утверждение о незыблемости арабского единства, любовь к которому, как это формулировалось, «сильнее любви к самой жизни».

Будем откровенны: не всё удалось осуществить молодому президенту для демократизации внутриполитической жизни у себя дома

О многочисленных противоречиях, разделявших арабские государства, советская пропагандистская машина предпочитала умалчивать, резервируя таким образом поле для политического и идеологического маневра – СССР стремился к поддержанию ровных отношений со всеми странами данного региона, пытаясь удерживать в орбите своих интересов их максимальное количество, делая одновременно ставку на те из них, которые по принятой тогда классификации относились к группе избравших курс «социалистической ориентации».

Сегодня ситуация принципиально иная, и не только в российско-арабском срезе внешнеполитического блока, но и в самом арабском сообществе. Еще недавно совершенно невероятной представлялась ситуация, когда Лига Арабских государств (одной из основательниц которой, кстати, была Сирия) исключила бы из своего состава страну, где идет кровопролитная война, в то время как другие заявили бы о готовности оплатить военную акцию самопровозглашенного мирового «хранителя демократических ценностей» против своего единокровного соседа, а именно – Сирийской Арабской Республики.

Сразу признаюсь в исключительно предвзятом отношении к этой стране, где прожил в свое время около полутора лет. И эта предвзятость несет больше положительный заряд, хотя и с некоторыми оговорками.

Исключительно красивая и разноплановая, с очень доброжелательными людьми, изумительной природой, богатейшим историческим наследием – эпитетов может быть бесконечно много, но есть один штрих, который никак не удавалось добавить к общей палитре и о чем довольно часто приходилось думать. Изъян в восприятии стал очевиден много позже.

Достоинство – вот та черта, которая отличает сирийцев от соседей по региону, то, за что безуспешно боролись египтяне и тунисцы, положившие начало «арабской весне», провозглашая его обретение на предреволюционных митингах и постреволюционных баталиях в качестве одной из своих главных задач.

У сирийцев нет необходимости бороться за это чувство – оно присуще им органически и не зависит от того, какой режим установлен в стране – кровавая диктатура полковника Адиба Шишекли (умудрившегося в далеком 1951 году совершить целых два переворота) или либерала Башара Асада, преданного сегодня всеми без исключения средиземноморскими соседями.

И последнее удивляет больше всего: совсем недавно та же Турция проявляла готовность выступить в качестве посредника в сирийско-израильском противостоянии, но, видимо, возобладали исторические амбиции Османской империи – стремление вновь обрести статус региональной сверхдержавы оказалось сильнее миротворческих порывов, особенно когда складывается столь благоприятная ситуация и можно воспользоваться слабостью своего соседа, отношения с которым всегда складывались очень неровно.

Но если позиция Турции относительно внутреннего сирийского конфликта просчитывалась достаточно легко, то отношение Франции к своему партнеру по Союзу по Средиземноморью, куда сирийский лидер нанес в свое время редкий для себя визит в западноевропейскую страну, стало неприятной и непредсказуемой неожиданностью.

Об интересах Вашингтона, стоящего рядом с консервативными либо откровенно прозападными ближневосточными государствами по другую сторону сирийского конфликта, западная пресса стыдливо умалчивает и сегодня, а в искренность рассуждений западных политиков о приоритетности гуманитарных норм и прав человека верится слабо.

Так что не будет преувеличением сказать, что полная неспособность Запада выработать единый подход в связи с якобы имевшей место 21 августа химической атакой в Сирии стала новым фактором дестабилизации в этом регионе, в то время как российская позиция по сирийскому вопросу выглядит достаточно основательно.

Уместно в этой связи сказать несколько слов и о ситуации внутри Сирии, вернее, о том, что привело к нынешнему положению вещей. Будем откровенны: не все удалось осуществить молодому президенту для демократизации внутриполитической жизни у себя дома. Слишком сильны позиции, оберегаемые старой гвардией, которая была взращена в предыдущий период единоличного правления его отца.

Мощными оказались и скрытые ограничители на пути сделанных в сторону реформ шагов, сохранялось упорное противодействие бюрократического аппарата – важнейшего элемента системы власти любой, а особенно арабской страны. Но говорить о репрессивном режиме, узурпаторстве сегодня бы полностью противоречило истинному положению вещей в Дамаске.

Последние годы (до разгорания внутреннего конфликта) складывались для страны очень тяжело: северные районы поразила продолжительная засуха, приведшая к нехватке продовольствия и росту цен, происходящему на фоне истощения внутренних ресурсов и замедления темпов экономического роста. Совокупность данных факторов при росте напряженности в регионе (разгром «Флотилии мира», провокации исламистов на египетско-израильской границе, вечно кипящий ливанский котел, строительство новых поселений в Израиле, постоянно меняющиеся приоритеты у «Хезболлы») негативно влияло на положение местного населения, но революционной ситуации здесь так и не сложилось.

Возможно, понимание этого факта (коренным образом отличающего сирийский вариант «весны» от египетских и ливийских событий) вызвало колебания в поведении заокеанского «демократизатора» и заставило говорить о планировании ограниченного ракетного удара, который, как теперь можно надеяться, все-таки не состоится.

Теперь немного о роли России. Не раз доводилось выслушивать от арабских политиков, дипломатов, бизнесменов и представителей низших слоев общества, что годы перестройки нанесли существенный урон нашим позициям на арабском Востоке.

Отсутствие приоритетов, четко выстроенной внешнеполитической стратегии в этом регионе привели к тому, что, лишившись старых друзей, мы, как водится, не обрели новых. И по сей день у России отсутствует четко выраженный политический проект, способный вывести российско-арабские отношения на новый уровень, а есть только различные направления и модели приложения усилий, носящих признаки сиюминутного интереса.

Сирия в этом плане – скорее счастливое исключение, чем правило, однако и оно имеет спонтанный характер запоздалого реагирования на запущенную проблему. Будем откровенны: ни одна из сторон сирийского конфликта не заслуживает безоговорочной поддержки, включая режим Башара Асада, что получило отражение в заявлениях нашего президента.

Но чтобы избежать в данной ситуации обвинений в ложности ценностных посылок, нашему внешнеполитическому ведомству давно бы следовало определиться со своими стратегическими интересами в данном районе земного шара, для чего имеются все основания. И первое среди них – географическая близость к границам России (в отличие от США, интересы якобы безопасности которых с этой точки зрения – явно надуманный тезис).

В этом случае России уже не придется лихорадочно подыскивать аргументы для обоснования своей активности и в пожарном порядке выдвигать «прорывные» инициативы для отстаивания своих жизненных интересов, либо конструировать стратагемы для спасения регионального союзника, будь то диктатура либо демократия.

И хотя историческая память наших дружественных отношений пока еще сильна, постоянно пользоваться багажом прежних лет невозможно. Да и чувство собственного достоинства не обретается одномоментно – это итог осознания собственных возможностей и способность отстаивать имеющиеся интересы до конца, принципиально и последовательно, в любой ситуации.

Конечно, Сирия – не единственная страна, которой Россия оказывает дипломатическую поддержку, ведет технико-экономическое сотрудничество и сотрудничает в военной сфере. Причем интерес к этим направлениям не ослабевает, но есть один нюанс, отличающий эти связи: в двусторонних контактах никогда (с момента установления дипотношений в 1944 году) не было отсутствия взаимопонимания либо резкого отчуждения, как, например, с Египтом во времена А. Садата или с полковником Каддафи, не торопившимся выполнять свои обязательства, взятые перед российской стороной на высшем уровне.

А когда надо было защитить сирийцев от возможного удара во время одной из арабо-израильских войн, наши корабли за одну ночь пересекли половину Средиземного моря, чтобы встать на рейде у Тартуса – спешили так, что едва не взорвались котлы.

Увы, сегодня подобные возможности у России отсутствуют: соотношение военных потенциалов пока складывается не в нашу пользу. К счастью, период взаимного бряцания оружием уже в прошлом – на смену пришли более цивилизованные методы ведения дел, хотя и не все мировые державы готовы придерживаться норм международного права.

А что касается интересующего сегодня весь мир региона, несмотря на всю противоречивость сложившейся здесь политико-экономической палитры, наблюдаемое разнообразие подходов и интересов, можно сказать, что одним из факторов «арабского единства» на настоящий момент является желание этих стран диверсифицировать свои связи с Россией.

Может быть, подобный подход станет хорошей основой для дальнейшего многопланового и постоянного взаимодействия с региональными игроками – и не только с Сирией – уже после того, как дым канонерок рассеется над Средиземным морем.

Вам может быть интересно

ВС России нанесли комбинированный удар по военному аэродрому на Украине
Темы дня

За покушением на генерала Алексеева стоят Украина и Польша

Задержанные по делу о покушении на генерала Алексеева признали вину и подробно описали свои роли в преступлении. По их показаниям, исполнитель был завербован СБУ в Тернополе в августе 2025 года при содействии польских спецслужб. При этом начало подготовки теракта совпало по времени с организацией российско-американского саммита в Анкоридже. По мнению экспертов, это доказывает, что власти Украины и их покровители заранее планировали диверсию для срыва переговорного процесса.

США испуганы влиянием Китая на стратегически важную военную базу

Дональд Трамп угрожает вторжением очередной стране. К Дании, Венесуэле, Ирану и Кубе добавился Маврикий – остров к востоку от Мадагаскара площадью около 2 тыс. кв. км с населением чуть больше миллиона человек. И причиной гнева президента США стало то, что маленький Маврикий может лишить Америку господства в Индийском океане.

Лавров: США не готовы следовать собственным предложениям по Украине

Ростех сообщил о внедрении российских технологий на танках Abrams

Собчак на юбилее Авроры Кибы пошутила про «парики Лепса»

Новости

В Тбилиси заметили признаки просветления мозга у Каи Калласс

Увлечение чтением верховного комиссара ЕС по иностранным делам, вероятно, принесло первые плоды, и она начала понимать значение Грузии, заявил председатель комитета парламента Грузии по евроинтеграции Леван Махашвили, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ВС России нанесли комбинированный удар по военному аэродрому на Украине

Оперативно-тактической авиацией, ударными беспилотниками, ракетными войсками и артиллерией группировок войск ВС России нанесено поражение инфраструктуре военного аэродрома на Украине.

В Европе заявили о срочной необходимости альтернативы Visa и Mastercard

Исполнительный директор «Европейской платежной инициативы» (European Payments Initiative, EPI) Мартина Ваймерт считает, что Европа срочно должна снизить свою зависимость от американских платежных систем Visa и Mastercard.

ЗРК Patriot остались без ракет на Украине

Размещенные на Украине зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) Patriot в январе оставались пустыми из-за нехватки у Киева ракет PAC-3 для них, сообщила газета Financial Times (FT).

Командир батальона «Арбат» Айк Гаспарян погиб при выполнении задания на СВО

В зоне специальной военной операции погиб командир отдельного батальона спецназначения «Арбат» Айк Гаспарян с позывным «Абрек», сообщил мэр Горловки Иван Приходько.

Сабуров поручил юристам разобраться с запретом на въезд в Россию

Юморист Нурлан Сабуров сообщил, что не собирается говорить о ситуации с запретом на въезд на территорию России, урегулированием вопросов займутся юристы.

Лавров: НАТО, ЕС и ОБСЕ отживают свой век

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что такие организации, как НАТО, Евросоюз и ОБСЕ, теряют прежнее значение из-за изменений в мировой политике и балансе сил.

Киев заявил о скорой передаче Францией истребителей Mirage 2000

Французские власти намерены предоставить Украине истребители Mirage 2000, заявил министр обороны Украины Михаил Федоров.

Кремль сообщил о критической ситуации на Кубе из-за «удушающих приемов» США

Россия обсуждает с Кубой возможность оказания посильной помощи и пути выхода из создавшейся на острове критической ситуации из-за «удушающих приемов» США, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Фарадж попытался избавиться от репутации дружественного России политика

Британская партия «Реформировать Соединенное Королевство» начала активную работу по обновлению своей внешнеполитической позиции, стараясь дистанцироваться от прежних неоднозначных высказываний своего лидера Найджела Фараджа о России.

Захарова указала западным медиа на украинский сатанизм

Западные телеканалы проигнорировали съезд радикальных группировок в Киеве, где использовались нацистские и псевдорелигиозные символы на фоне картины Веласкеса, рассказала официальный представитель российского МИД Мария Захарова.

Трамп назвал некоторых олимпийцев США «реальными неудачниками»

Американские спортсмены столкнулись с волной негатива после высказываний о политике США на Играх в Милане, включая резкую реакцию Дональда Трампа, пишет AP.
Мнения

Сергей Миркин: Как русофобия породила Холокост

У Варшавы в 1939 году была «золотая акция»: во многом от ее позиции зависело, будет ли подписан оборонительный договор между СССР, Британией и Францией. Поляки сделали всё, чтобы этого не произошло.

Глеб Простаков: Европа – на скамейке запасных партнеров России

В основе происходящей в Европе суеты – ожидание крупной российско-американской сделки, где Европе отведена роль реципиента новых правил игры. И тут включается чистая конкуренция: кто первым «добежит до Путина», тот имеет шанс получить свой кусок пирога.

Юрий Мавашев: Как США пытаются сузить российские горизонты Индии

История с портом Чабахар – лишь эпизод в длинной череде попыток США лишить Нью-Дели стратегической перспективы и субъектности. США усиленно пытаются разорвать связи между Индией, Ираном и Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов