Мнения

Владимир Березин
писатель

«Перемена участи писателя»

27 марта 2013, 14:45

Фото: из личного архива

Безусловно, один из самых популярных отечественных писателей – их всего три популярных (или пять – тех, о ком не спрашивают «Кто это?») – Борис Акунин. Он не впервой сообщает о своих творческих планах через социальные сети, а то, что Акунин хочет стать новым Карамзиным, его поклонников возбудило чрезвычайно. Все принялись ожидать новую «Историю государства Российского».

На самом деле это – закономерная перемена участи.

Хоть я и считаю, что в ходе зимних пикников «Афиши» Акунин наговорил каких-то благоглупостей, так в этом ничего дурного

Акунин – чрезвычайно интересный писатель. Он, впрочем, больше чем писатель – он феномен современной литературы и общественной жизни вообще. В нем как бы масса черт многих знаменитых русских писателей – и такой синтетичностью не могут похвастаться ни Пелевин, ни Сорокин, ни Быков, ни, прости, Господи, Донцова.

Автор исторических детективов и автор стилизованных жанровых произведений, автор книг о самоубийстве писателей и о кладбищах, переводчик, редактор и народный трибун.

У Федора Михайловича Достоевского в его знаменитом романе «Бесы» есть такой герой – Семен Егорович Кармазинов. Герой, надо сказать, не то чтобы очень приятный. Русский литератор, живущий в Европе. Рассказчик сообщает о нем: «Его повести и рассказы известны всему прошлому и даже нашему поколению; я же упивался ими; они были наслаждением моего отрочества и моей молодости. Потом я несколько охладел к его перу; повести с направлением, которые он все писал в последнее время, мне уже не так понравились, как первые, первоначальные его создания, в которых было столько непосредственной поэзии; а самые последние сочинения его так даже вовсе мне не нравились».

Я сразу вспомнил по этому поводу историю с Акуниным и мое собственное охлаждение не к нему, конечно (мы не знакомы), а к его печатной машине. Когда смешение интеллектуального и массовой культуры было внове и интеллектуального было много, а массового не так много, то это вызывало у меня восторг, а вот когда интеллектуальное пиво стало все больше разбавляться водой ширпотреба (да так, что некоторые начали говорить о невидимом соавторстве), так у меня началась тоска, которую современные люди зовут «пичалька».

При этом сейчас модно выказывать политические претензии любым публичным личностям. Вот один колумнист, к примеру, пишет об истории с белоленточным движением: «Кто меня все ж таки поразил во всей этой истории, так это Борис Акунин. Он искренне считал, что у него получится придумать для России повестку дня, объединить вокруг нее лидеров оппозиции и поженить их с простыми протестующими, переформатировать политику и победить. Он сорвался из своего замка в Сен-Мало, первым дилижансом бросился в Париж, оттуда на всех парах в Москву и, как говорится, с головой нырнул в оранжевые волны революции. В этом есть что-то тургеневское, хотя и не скажу, что именно».

У меня вот никаких претензий ни к кому нет, все в своем праве, и хоть я и считаю, что в ходе зимних пикников «Афиши» Акунин наговорил каких-то благоглупостей, так в этом ничего дурного. С персонажем Достоевского, кстати, тоже была вполне революционная история, и «великий писатель болезненно трепетал пред новейшею революционною молодежью и, воображая по незнанию дела, что в руках ее ключи русской будущности, унизительно к ним подлизывался, главное, потому что они не обращали на него никакого внимания». В итоге неприятный человек Верховенский только сыграл с писателем злую шутку, и вообще в романе вышло все довольно скверно.

Но я совершенно не об этом: Акунин вышел как бы таким символом демократии и престолоблюстителем великой русской литературы. И теперь с ним случилось ровно то, что случалось со всеми писателями, на которых он одновременно похож.

Это чрезвычайно интересное явление, причем с одной и той же схемой. Писатель «художественных смыслов» – популярность и признание – желание пасти народы на смежном поле – исторический труд.

Такой путь прошел не только Карамзин. Не только писатели первого ряда, имеющие за плечами несколько великих романов, пишут «что-то историческое».

Вся массовая культура такова: успешный драматург Радзинский начинает писать исторические книги (даже не романы).

Успешный фантаст и автор боевиков Бушков (рифма нечаянная) начинает писать исторические книги.

Успешный писатель и сценарист Борис Васильев начинает писать (извините) чудовищный цикл биографических романов о Древней Руси.

Успешный когда-то (ныне забытый) советский писатель Ананьев пишет под конец жизни бесконечную историческую сагу, которую покорно печатает возглавляемый им журнал «Октябрь», и только смерть автора прерывает этот скорбный поток.

Успешный математик Фоменко... Нет, это из другой оперы.

Исторический материал привлекателен прежде всего потому, что «простой народ» интуитивно разделяет книги на «художественные» и «установочные». То есть non-fiction как бы главнее – не на самом деле, а в зыбком пространстве народного уважения.

Но результат Акунина может оказаться чрезвычайно интересным – до сих пор русские писатели начинали проповедовать историю в преклонных годах, чаще всего – познав жизнь и отеческие реалии.

Последнее если не делало их какими-то консерваторами, то уж точно охлаждало революционные порывы.

А теперь есть шанс увидеть историю России, написанную либеральным автором. Причем имеющим армию вполне оппозиционных поклонников. Это, конечно, не гарантирует историчности, но, как говорится, «идея, овладевшая массами, есть материальная сила». В общем, будет интересно.

По поводу же «склонности великих русских писателей на вершине славы переходить от литературы к прямому проповедничеству» есть хорошие воспоминания о том, как Ахматова рассказывала: «По-моему, это только у русских. Коля Гумилев называл это «пасти народы». Он говорил: «Аня, отрави меня собственной рукой, если я начну пасти народы».

Но это не совет, нет.

Вам может быть интересно

Адмирал Бауэр: НАТО обсуждает превентивные высокоточные удары по России
Темы дня

Как бойцов российской ЧВК подставили в Африке

Сообщается о новых потерях в рядах бойцов российских ЧВК, помогающих борьбе с террористами в Африке. Это уже вторая за полгода засада подобного рода. Что идет не так с ликвидацией джихадистских группировок в странах Сахеля – и как наладить систему, которая позволит минимизировать потери среди российских военных специалистов?

Парадоксальный белорусский эксперимент имеет значение и для России

Белоруссия подводит итоги парадоксального для текущих геополитических событий эксперимента. В то время, как западные соседи почти полностью закрыли границы с этой страной, Минск ввел безвизовый режим для граждан стран Евросоюза. Это не только принесло Белоруссии значительную финансовую выгоду, но и показало ее политические преимущества – а также пример, который мог бы быть интересен и для России.

СДПГ выдвинула Шольца канцлером на второй срок

Рябков назвал условия развертывания российских РСМД

Против блогера Варламова возбуждено уголовное дело

Новости

Рябков: Никаких ограничений на развертывание «Орешника» нет

Развертывание ракетных систем средней дальности «Орешник» ничем не ограничено, так как США вышли из договора о ликвидации РСМД и он прекратил свое существование, заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков.

Путин назвал российскую вакцину от рака прорывом

Президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что российская вакцина от рака, разрабатываемая ФМБА, станет значительным прорывом.

Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет

Российские средства противовоздушной обороны за минувшие сутки успешно перехватили восемь баллистических ракет, сообщило Минобороны.

Кадыров рассказал о ставшем кошмаром для ВСУ бойце-украинце

Глава Чечни Рамзан Кадыров похвалил отряд спецназа «Ахмат» под руководством украинца по прозвищу Хохол за успешные операции на фронте против Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Ростех сообщил о возможности создания боевых роботов

Госкорпорация «Ростех» заявила о способности превращать танки, БМП и БТР в дистанционно управляемые боевые роботы с помощью специальных комплексов.

The Times за пять дней написала о взрыве посылки DHL в Литве

Ведущая британская газета The Times за пять дней до катастрофы самолета DHL в Литве опубликовала статью о возможных атаках с использованием посылок DHL.

Законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов внесли в Госдуму

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о внесении проекта закона, запрещающего принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком.

Минобороны сообщило о поражении частей ВСУ под Харьковом

Украинские формирования в Харьковской области понесли значительные потери в последние сутки, сообщило Министерство обороны России в понедельник.

Журавеля приговорили к 14 годам за госизмену и поджог Корана

Волгоградский областной суд вынес приговор Никите Журавелю, осудив его на 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима по делу о государственной измене. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов Волгоградской области.

Правнучку Хрущева призвали проверить на шпионаж

Движение «Зов народа» обратилось в Генпрокуратуру и Минюст с просьбой проверить правнучку первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева Нину Хрущеву на шпионаж.

Появились сообщения об ударе ракетами ATACMS по аэродрому в Курской области

Украинские военные якобы обстреляли ракетами ATACMS аэродром в Курской области, большую часть выпущенных ракет перехватили, сообщают Telegram-каналы.

Командир ВСУ признал отсутствие мотивации у украинских солдат

Командир взвода Национальной гвардии Украины Вячеслав Хоменко признал, что большинство его сослуживцев не имеют ни боевого опыта, ни желания участвовать в боевых действиях, о чем он рассказал в интервью изданию The Wall Street Journal.
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?