В Египте военные отменили чрезвычайное положение и комендантский час. Это, безусловно, говорит о том, что ситуация находится под полным контролем и те беспорядки, которые периодически устраивают сторонники «Братьев-мусульман», уже не выходят за обычные рамки.
Западный путь развития отторгается значительной частью населения Египта
Кроме того, отмена режима ЧП сделана ровно под визит российских министров иностранных дел и обороны. Видимо, этим новые (а точнее старые) власти Египта хотят подчеркнуть, что их положение стабильно и теперь они способны справиться с проблемами страны.
Скорее всего, египтяне сделали определенный вывод из событий 2011 года и постараются создать новую внешнюю политику страны, ориентированную не на один центр силы. Времена холодной войны, когда перед странами третьего мира стоял вопрос, под крышу какого из двух противостоящих лагерей пойти, уже прошли. Безусловная ориентация Египта на США оказалась для него губительной – в нужный момент Штаты просто попытались смахнуть с доски ненужную им уже элиту арабских стран, поставив на новые силы. Такое положение совершенно не устраивает с огромным трудом вернувших свое положение египетских фелюлей, и они точно не станут повторять прежнюю ошибку.
Приезд российской делегации очень высокого уровня – скорее всего, первый шаг к выстраиванию новой системы связей Египта. В зависимости от того, насколько успешно египетские власти смогут переориентироваться на несколько центров силы, другие страны Ближнего Востока тоже станут пытаться повторить их опыт – «арабская весна» поставила перед всеми схожие проблемы.
Это крайне нетривиальная проблема. Военное строительство, ориентированное на разные стандарты вооружений, несет в себе серьезные трудности хотя бы в плане совмещения этих стандартов и создания взаимозаменяемых организационно-штатных структур, имеющих на вооружении технику и оружие разных стандартов. Кроме того, нужно всегда держать в голове ухудшение отношений с одним из поставщиков и иметь планы, как не уронить боеспособность в такой ситуации.
Невоенные проблемы в этом случае тоже будут требовать более сложных систем управления. Многовекторная политика неизбежно востребует совершенно иных по квалификации политиков, умеющих выстраивать балансы в динамично меняющейся обстановке.
Тем не менее, вариантов у египтян и следящих за ними коллег из других стран нет. Монополии на власть уже не будет – элита теперь всегда будет чувствовать конкуренцию тех групп, которые побывали во власти и готовы в любой момент в нее вернуться. С трудом вернувшаяся обратно прежняя элита теперь будет жить в совершенно иных условиях, чем до 2011 года. Информационный мир, который, собственно, и создал предпосылки для массового и синхронного восстания в арабских странах, уже никуда не денется. Интернет и «Аль-Джазира» стали мощными факторами событий 2011 года – теперь власти будут вынуждены учиться жить в условиях конкурентной борьбы за умы людей.
Это означает, что египетская элита должна будет меняться. Создавать новые социальные лифты, подбирающие умных и грамотных людей не только из военной среды. Это означает серьезное переформатирование всего египетского общества.
Фактически египетская власть, вернувшись после двухлетней отлучки, должна заново пересмотреть всю прежнюю политику. И экономическую, и социальную, и внешнюю. Для страны с населением как в Германии это задача гигантского масштаба. Очевидно, что западный путь развития отторгается значительной частью населения. Исламский фактор уже не удастся загнать обратно в подполье – придется создавать что-то принципиально новое, пытаясь совместить модернизацию с традиционными ценностями, переплавляя их во что-то иное.
Источник: Блог Анатолия Эль Мюрида