Мнения

Роман Авдеев
владелец Московского Кредитного Банка

«Что важнее для Церкви»

25 декабря 2012, 12:20

Фото: romanavdeev.ru

Не так давно в одной из своих заметок я пытался поразмышлять о том, какое место занимает обряд в современной церковной жизни. В ответ получил множество откликов, как положительных, так и отрицательных. Среди последних была статья некоего Игоря Голикова, который, вероятно, подражая своему знаменитому орловскому земляку Николаю Лескову, претенциозно озаглавил ее: «О ТОМ, КАК ОДИН БАНКИР ЦЕРКОВЬ БОГОСЛОВИЮ УЧИЛ».

Хочется даже спросить: господин Голиков, Вам что, отказали в кредите в «Московском кредитном банке»?

Не скажу, что этот материал, написанный в манере, совмещающей менторский тон с хамоватым ерничеством, меня особенно задел. Но мне показалось, что он выглядит весьма типичным для той категории людей, которые по ошибке восприняли Православие как политическую идеологию и с решимостью партийного функционера защищают свое исковерканное видение Православной церкви как единственно правильное. В нем присутствует все, что угодно: патриотическая идея, историософские и даже экклезиологические потуги и т.д., кроме одного – в этом давно потерян Христос с Его удивительно простым учением: возлюби Бога и возлюби ближнего.

Мой оппонент, безмерно страдая за все мировое Православие, пафосно восклицает: «Церковь снова решили учить. На сей раз роль ментора избрал владелец «Московского кредитного банка» Роман Авдеев, выступив со страниц ВЗГЛЯДа с наставлениями в адрес РПЦ... Сей деятель учит Церковь... литургическому богословию и миссиологии!»

Написано, что ни говори, с большой «любовью» к собрату во Христе. Хочется даже спросить: господин Голиков, Вам что, отказали в кредите в «Московском кредитном банке»? Иначе мне трудно объяснить причину столь неожиданного всплеска ненависти, едва прикрытой видимостью заботы о Церкви.

Но пусть все это останется на совести автора. Я бы хотел сказать о другом. Почему, собственно, я как член Церкви Христовой не могу высказать свое мнение по вопросу, касающемуся церковной жизни? По слову апостола Петра, все мы – «царственное священство». Все мы – члены, соединяемые в Тело Христово Церковь через таинство Евхаристии. Наличие в нашей Церкви духовенства отнюдь не означает, что она разделяется на Церковь 1 категории и некое второсортное сообщество мирян, которые должны слепо и безгласно следовать за своими иерархами.

Помнится, в средневековье о чем-то подобном учили в Католической Церкви, но сегодня там об этом стараются не вспоминать – стыдно. В Православии же, которое никогда такой постановки вопроса не принимало, почему-то сегодня находятся защитники этого столь же нелепого, сколь и противного самому духу Евангелия представления о неравенстве в Церкви, противопоставлении иерархии и мирян.
Я не Церковь учу, я свое мнение внутри Церкви высказываю, на что имею полное право, будучи ее членом и радея о ее благе! Быть может, вас сбивают с толку присутствующие в Евангелии образы пастыря и овец? Но поверьте, это еще не повод считать членов Церкви молчаливым стадом баранов. Кстати, Самого Христа Иоанн Креститель называл «Агнцем, вземлющим грех мира», сравнивая его с жертвенным ягненком, но отнюдь не имея в виду безмолвия.

Г-н Голиков считает, что я ставлю себя в «неловкое положение, демонстрируя невежество в рассуждении о предметах, о коих имею поверхностное представление», и рекомендует мне «походить хотя бы в воскресную школу для взрослых». А между тем полностью противоречащей как церковно-историческим реалиям, так и самому духу Церкви Христовой выглядит его собственная позиция, согласно которой христианину-мирянину «не должно сметь свое суждение иметь». Чтобы не быть голословным, напомню своему оппоненту несколько фактов.

В древней Церкви имели право учить отнюдь не только священнослужители. Быть может, г-ну Голикову неведомо имя св. мученика Иустина Философа? Этот знаменитый христианский апологет II века отнюдь не был епископом или хотя бы священником, а между тем открыл целую христианскую школу. Не были клириками и другие знаменитые христианские богословы-апологеты ранней Церкви: адвокат Минуций Феликс, философ Аристид Афинский и проч. Точно так же не были облечены священным саном и основатели христианского монашества – преподобные Антоний и Пахомий Великие, Павел Фивейский и многие другие. Не являлся священнослужителем и преподобный Антоний Киево-Печерский, отец русского монашества. Отсутствие рукоположения в священный сан не мешало им постигать Христа и делиться своим духовным опытом.

Во-вторых, хотел бы отметить, что в первые века Христианства именно миряне избирали из своей среды все духовенство – вплоть до епископов. Избирали самых достойных. Оттого и был духовно-нравственный и образовательный уровень духовенства на высоте. А если кто-либо из них выказывал себя недостойно, народ церковный мог потребовать его низложения, что соборно и совершалось в случае, если вина была доказана.

Что же мы видим теперь? Каждая община получает того настоятеля, которого назначает епископ, исходя исключительно из своих собственных представлений и интересов. Самих епископов назначает на кафедры Синод: кто и как производит отбор кадров высшего духовенства, мирянам знать не положено. Не от того ли все больше проблем в нашей церковной жизни, что иерархия замкнулась в себе, далека от народа церковного, не имеет обратной связи? В такой ситуации, как мне кажется, голос мирян в Церкви как раз и должен зазвучать с особой силой.

Еще хотелось отметить, что в своем отклике на мою заметку г-н Голиков, к сожалению, не удержался от тривиальной лжи и подлогов. Например, он замечает: «...по Роману Авдееву, реализации евангельского идеала мешает возникший «при дворе византийских императоров» (так! – И.Г.) суточный круг богослужения». Как видно «так!» поставлено для убедительности, поскольку о возникновении суточного круга богослужения при дворе византийских императоров я ничего не писал. В моей статье речь шла лишь о том, что византийский придворный церемониал существенно повлиял на богослужебные обряды Православной церкви.

Напрасно г-н Голиков берет в кавычки фразу: «тупых прихожан» – ее также не было в моем тексте, как не было и приписанного мне незнания или отрицания того, что «Литургия имеет самое что ни на есть апостольское происхождение». Говорил я не о происхождении Литургии, а о ее формировании. Быть может, г-н Голиков и считает, что чин Литургии неизменен со времен апостольских, но достаточно заглянуть в любое пособие по литургике, чтобы понять, что это не так. Литургия, весьма простая у ранних христиан, в дальнейшем усложнялась с течением времени, причем довольно серьезно. Символ веры ввели в чин не раньше V-VI века. Антифоны – еще позднее. Тропарь 3-го часа в Анафоре и вовсе появился лишь в XIV веке. В том-то и значимость этого процесса: перемены в чине Литургии происходили, исходя из перемен в церковной жизни, в сознании христиан. Именно это я и пытался сказать: таинство Евхаристии остается неизменным по своему содержанию, но формы, в которых оно совершается, исторически менялись и должны и далее меняться, исходя из потребностей конкретной эпохи.

#{religion}Еще одна реплика г-на Голикова заслуживает того, чтобы ее процитировать: «Выпады же Авдеева в адрес церковнославянского языка – это выпады двоечника, не желающего учить столь близкий нам язык. Господину Авдееву ну совсем не пришло в голову, что во времена Христа и Апостолов Священное Писание читалось в синагогах на древнееврейском, который разительно отличался от разговорного арамейского».

Свои Евангелия апостолы-евангелисты написали на койнэ – разговорном греческом языке, на котором в восточной части Римской империи говорило большинство простонародья в первые века нашей эры. Не стали они писать ни на древнееврейском, ни на возвышенном классическом древнегреческом, ни на официальной имперской латыни, а избрали для рассказа о Христе язык (по сути жаргон!) простых людей, потому что цель у них была – не изящное плетение словес, а приведение человека ко Христу. А еще потому, что Сам Христос смиренно принял на себя «зрак раба» и претерпел рабскую смерть на Кресте, ибо пришел, чтобы принести Себя в Жертву за грехи человечества, а не для философских бесед на языке Платона и Аристотеля с античными аристократами в тени классических портиков.

Суббота для человека или человек для субботы? Неужели мало нам Евангелия, чтобы понять ответ на вопрос, что важнее для Церкви: хранить красивый, но уже плохо воспринимаемый современным человеком обряд и язык, или же вести людей к живому Христу?

Источник: Блог Романа Авдеева

Вам может быть интересно

Путин посетил один из пунктов управления войск спецоперации
Темы дня

На Украине началась системная кампания по ослаблению власти Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Политолог отреагировал на разоблачение ОПГ депутатов в Верховной раде

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Подросток зарезал сверстника у школы в Туве

В селе Кызыл-Мажалык в Туве 17-летний студент техникума смертельно ранил сверстника ножом на территории школы, сообщили в СУ СК региона.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Маска умершего биатлониста Баккена была выставлена на высоту 7 тыс. метров

На теле умершего норвежского биатлониста Сиверта Баккена нашли маску, выставленную на имитацию высоты в 7 тыс. метров, сообщили скандинавские СМИ.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

В Италии оценили ущерб от запрета импорта сантехники в Россию

Итальянские предприятия могут ежегодно недополучать порядка 140 млн евро из-за запрета на экспорт сантехники в Россию, существенно пострадают малые и средние компании, заявил президент Итало-Российской торговой палаты Винченцо Трани.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Politico: Удары возмездия ВС России вызвали шок на восточном фланге НАТО

Удары возмездия России по украинским объектам вызвали обеспокоенность среди восточноевропейских стран Североатлантического альянса накануне переговоров Владимира Зеленского и президента США Дональда Трамп, сообщает Politico.

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске

Российские военные продолжают уничтожать небольшие группы противника на улицах Купянска.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов