Периодически приходится выступать перед молодыми журналистами в рамках разного рода образовательных и общественных программ. Из эгоистических, в основном, побуждений – с кадрами на региональном уровне все сложнее. Все чаще видишь неадекватное самомнение и все реже – реальную способность делать продукт.
Профессионал» – это просто проекция умного, развитого человека на конкретную сферу деятельности
Летом в рамках школы журналистики делал семинар и выступал перед старшеклассниками. Вновь удивился: школьники (!) уверены в своей способности начинать работать уже сейчас. Быть «профессионалом». «Приду, сниму сенсацию на телефон, завешу на Ю-тьюб – и будет миллион посещений. Пока вы все тут паритесь». Это не так невинно, как кажется. Это горько. Помните пиксаровский мультик «Валл-И»? Мы все более – те самые обездвиженные бездарные пассажиры. Да вот только созданный талантливыми предками и обеспечивающий нам комфорт космический корабль уже трещит по швам и сыплется всей инфраструктурой.
Понятие «профессионал» сегодня зачастую просто химера, мем*, часть нашего все более разлагающегося на части без целого мира. Любая попытка реализовать «профессионала» как специалиста, локализованного одной сферой, провальна в самом корне. Почти секта «профессионалов» из некоей «Бизнес-молодости», например, гордится «успешным» воспитанником, который додумался продавать фантики от жвачки. «Профессионализм» в итоге всё чаще – прибежище профанов, дилетантов, сбивающихся в секту и прячущихся от многообразия так и непознанного ими, а потому пугающего мира в рамках одного прочитанного учебника и набора базовых навыков и компетенций. «Профессионал» – часть взращиваемой современностью простой схемы: побыл на работе «профессионалом» – в Ашан – и на Трансформеров.
Этот мем – антропологический аспект общего процесса упрощения, фрагментации, в итоге – разложения и деградации. Нет «профессионализма» как ценности самой по себе. Стремление к «профессионализму», стремление к повышению компетенции всегда необходимым образом содержит движение к развитию человека во всей совокупности его проявлений. Любое направление системы образования к фрагментации, к «профессионализации», любое сокращение объемов общего классического гуманитарного образования – это путь к дальнейшей деградации общества в целом. Это дорога к пропасти, к гибели страны.
В древнем Китае чиновники регулярно по графику сдавали серьезные экзамены на общий уровень знаний обязательного гуманитарного круга. В переводе на наш язык, условно, служащий должен был бы знать наизусть несколько стихотворений Мандельштама, а вот министром не назначили бы без цитирования в подлиннике Шекспира и способности к разговору на темы современной философии. Здесь вспоминается рассказанная журналом «Сноб» история с бизнесменом Фридманом, который еженедельно ходит в книжный и покупает художественную литературу. На недоуменный вопрос журналиста о том, когда же он все успевает, олигарх ответил: я работаю с людьми, самое важное – знать их. История из нашей оперы. Строго говоря, «профессионал» – это просто проекция умного, развитого человека на конкретную сферу деятельности. Помните выражение, что талантливый человек и окоп выкопает быстрее и качественнее? Это тоже оттуда. И это правда.
Уже давно вместо резюме я спрашиваю у молодежи простую ссылку на страницу Вконтакте. Достаточно увидеть, что человек слушает и читает, просто – чему ставит лайки и где – смайлы, и становится понятно, каков объем личности, каковы акцентуации и реальный потенциал. Я с завистью думаю о дореволюционной системе образования с её преподаванием мертвых классических языков. Сколько пришлось прожить, продумать, прочитать, чтобы только сейчас понять, насколько не хватает знания древнегреческого.
А школьникам летом я сказал: не спешите писать и снимать. Спешите читать и смотреть. Чтобы страдать и что-то чувствовать, и через это видеть, и понимать. Боюсь, не послушали.
Специально для газеты ВЗГЛЯД
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента