Я уже и Советского Союза не помню, и 90-е увидел краем глаза: кое-что знаю, и не то чтобы очень хорошее (а чаще всего – что-нибудь вроде больницы в Буденновске и трусливых переговоров с террористами, убивающими детей), но речь не об этом.
Речь – о поколенческой пропасти, которую я всегда чувствую, слыша и читая о том, что «Путин отнял у нас все
Речь – о той поколенческой пропасти, которую я всегда чувствую, слыша и читая о том, что «Путин отнял у нас все». Это – важный момент, его обязательно нужно зафиксировать, потому что у меня, например, Путин не отнял ничего. А кое-что даже дал, хотя я не слишком об этом просил.
Дал, впрочем, главное: базовую ценность поколения «после 84-го» – возможность просто жить, не вдаваться в подробности курса доллара, макроэкономической ситуации, цен на хлеб и т. д. Жить, заводить семью, воспитывать детей, читать, думать, не выживая и не готовясь каждый день к наступлению какого-нибудь очередного маленького ада, связанного с тем, что у кого-то почесались руки проверить парочку западных экономических теорий на практике.
Мы в этом смысле – поколение прагматиков, которые выросли в эпоху всеобщего устроения собственной жизни. На моих глазах, во время моего взросления, люди выдыхали, переставали бояться и начинали заниматься собой, домом, жизнью – возможно, для московской тусовки, у которой «Путин отнял все», это имеет второстепенное значение, но я живу, к счастью, за пределами этой тусовки. Для нормальных людей спокойные 10 лет очень много значат.
Я даже не знаю, что «дал мне Путин», и уж тем более не знаю, чего он у меня отнял – кухонное бухгалтерское сведение счетов с властью выглядит, прежде всего, очень глупо. Трудно сказать, что вообще у меня может кто-то «отнять», разве что жизнь. Остальное – я и сам возьму, когда понадобится, мне для этого помощь Путина не обязательна. Лампочку я и без президента и премьер-министра вкручу, я вообще к своим двадцати семи вырос такой вполне самостоятельный, и «уровня свобод», о котором все почему-то говорят последние двадцать лет, мне и моему поколению вполне достаточно. Я – отец семейства, мне многое известно о свободах и ответственности.
Другое дело, что эпоха Путина – она, конечно, многое дала не только России, но и мне лично. Я не выбирал время, в котором живу, но я живу и прагматической частной жизнью человека, которому мало дела до либеральных страданий, и вместе с тем – жизнью в истории, жизнью гражданина страны. И можно не рассказывать мне о «застое»: я чувствую, как меняется мир, как то, что еще вчера было незыблемым, сегодня – устаревает и меняется, как растут города, меняются СМИ, из интернета вырастает новое гражданское общество, открываются предприятия и выходят в свет новые книги. Этот ход времени я вижу каждый день. Я живу в этой динамике, в этом ритме, в ритме, которым живет моя страна.
Трудно объяснимое ощущение – когда ты живешь в истории, и при этом своей частной жизнью – это в России, которая бросала своих людей то в топку великой стройки, то в хаос большого голода, дорогого стоит.
Это – большой подарок, если вдуматься.
Источник: сайт «Актуальные комментарии»