Будущее – это совокупность альтернатив, но каждый понимает эти альтернативы по-своему. Вроде бы очевидно, что главная альтернатива – это будешь ты жить или умрешь. Но для кого-то самая важная альтернатива – Турция или Таиланд как место отпуска.
Появление сверхтехнологий ведет или к бессмертию, или к глобальной катастрофе
Только с возрастом люди учатся понимать, что главные альтернативы они предсказать не в состоянии: совершенно неизвестно, где больше риск утонуть – в Турции или Таиланде, и поэтому, ожегшись, они сосредотачиваются на альтернативах маленьких.
Если говорить о судьбе человечества в целом, главная его альтернатива – это станет ли оно космической сверхцивилизацией с бессмертными людьми или погибнет. И если эта мысль вам не нравится, это говорит о том, что вы отучились думать о масштабных альтернативах – привыкли считать их безумными, поскольку умом с ними ничего сделать нельзя, а прослыть странным, говоря о них, – можно.
Поскольку эта подлинная альтернатива слишком велика для ума, ее привычно заменяют на другую – будет ли в будущем перенаселение-кризис-исчерпание-всего или устойчивое развитие. Но даже при росте в 1% в год устойчивое развитие за тысячу лет даст увеличение мировой экономики примерно в 10 тысяч раз, и наоборот, деградация со скоростью в 1% в год означает гибель человечества за пару тысячелетий. Конечно, можно сказать, что периоды роста будут сменяться периодами деградации и наоборот – но это, собственно, и значит, что никакой альтернативы кризис/развитие нет. Итак, альтернатива малая все-таки сводится к большой.
Важно и то, будут ли происходить изменения быстро или медленно. Кто-то может спокойно рассуждать о судьбах России в ближайшие несколько сотен лет, наступит ли новое средневековье, как будет разрабатываться уголь и меняться популяция белых медведей – а все потому, что он представляет мир меняющимся медленно – и сотни лет нужны, чтобы будущее стало принципиально другим.
Иные же уверены, что мы стоим на пороге колоссальных изменений, которые произойдут буквально в ближайшие десятки лет. Будут ли это катастрофы, войны или космические путешествия – неважно, важно, что произойдет это совсем скоро. Именно этой точки зрения придерживается ряд ведущих футурологов во главе с Р. Курцвейлом.
Я написал вместе с Михаилом Батиным книгу «Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа» (сейчас она готовится к печати), в которой мы показываем главную альтернативу будущего как мы ее видим. Это либо достижение физического бессмертия для ныне живущих людей, либо глобальная катастрофа. Более того, мы полагаем, что один из этих двух вариантов реализуется не когда-нибудь, а в течение этого столетия.
И причиной этого является самоускоряющийся темп развития технологий, главная иллюстрация которого – закон Мура, а причина – естественный отбор, который позволяет успешно распространяться все более эффективным формам живого, историческим формациям и видам техники. То есть, естественный отбор содержит в себе семя экспоненциально или даже гиперболически ускоряющегося прогресса. Это если вкратце.
Ускорение прогресса не может продолжаться вечно – оно ведет к точке сингулярности, после которой все станет по-другому.
Но тут читатель может спросить: «О каком прогрессе идет речь, если вот у нас в такой-то области – явный застой, регресс и вообще новое средневековье?» Все дело в том, что читатель, по-видимому, забыл закон Спенсера – о том, что точка максимального роста постоянно сдвигается. В 90-е быстрее всего развивались настольные компьютеры, а в нулевые – сотовые телефоны. В середине 20-го века развивались технологии самолетостроения, а в конце – системы безопасности. Кроме того, прогресс всегда происходит в одной точке, а деградация – на всей плоскости.
Сверхтехнологии – это то, что дает власть над той или иной стихией. Например, атомное оружие – это сверхтехнология в области извлечения энергии из материи. В ближайшем будущем можно ожидать появления трех новых сверхтехнологий:
1. Нанотехнологий, основанных на применении микророботов, которые дадут власть над материей.
2. Биотехнологий, основанных на полном управлении геномом, которые дадут власть над живой материей.
3. Искусственного интеллекта, который, по сути, не технология даже, а новый субъект деятельности.
Эти сверхтехнологии помогут создать новые города, новые виды транспорта, решить продовольственные проблемы, но важнее всего то, что они могут быть использованы либо для разрушения (создания оружия, например), либо для сохранения человеческой жизни.
Но, поскольку это сверхтехнологии, то и результат будет «сверх». Не просто разрушение, а глобальная катастрофа, ведущая к гибели всего человечества. Не просто продление жизни, а достижение практического бессмертия всей цивилизации.
Думаю, большинство читателей согласятся, что появление сверхтехнологий ведет или к бессмертию, или к глобальной катастрофе. Но возникнут ли сверхтехнологии – и возникнут ли они столь быстро, как мы об этом говорим? Именно это является главным вопросом современности.