Необходимо исключить медицинские и психологические проблемы, которые невозможно решить разговорами, сказала Маерова «Газете.Ru».
Частой причиной сопротивления учебе становятся недосып, головные боли, падение зрения, тревожность, выгорание, буллинг или нейроособенности, такие как СДВГ, дислексия и дисграфия.
Маерова рекомендовала родителям прекратить борьбу за уроки, отказаться от торга и угроз, а также поддерживать ребенка как наставник. Она советует ввести предсказуемый распорядок дня, выделить фиксированные временные «окна» для учебы и отдыха, а также заменять оценочные реплики на конкретные предложения по работе с учебным материалом.
Эксперт порекомендовала строить занятия по принципу «один предмет – одна цель – один итог», использовать короткие учебные «спринты» по 15–20 минут с пятиминутными перерывами, дробить сложные задачи и поддерживать понятность материала на уровне 80%. Важно привязывать учебу к личным целям ребенка и давать ему выбор в рамках учебного процесса.
Маерова отметила, что совместная работа с учителями помогает выявить пробелы в знаниях и подобрать эффективные формы поддержки. Не рекомендуются угрозы и лишение базовых потребностей – лучше согласовать понятные правила, балансируя между обязательным и приятным.
Если отказ от учебы длится более двух недель, сопровождается сильными соматическими реакциями, снижением навыков и тревожными высказываниями, эксперт советует обратиться к специалистам, включая школьного психолога и педиатра. Маерова подчеркнула, что мотивация складывается из устранения препятствий, посильных целей и ощущения контроля у самого ребенка.
Ранее российские ученые установили связь между синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности с хроническими болезнями, включая ожирение и сахарный диабет.