Более справедливая налоговая система позволит увеличить государственные доходы и, что не менее важно, сократить неравенство как в обществе, так и в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивается в сообщении на сайте Госдумы. Также необходимо обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки и усилить стимулирующую функцию налоговой системы.
«В основу предстоящего совершенствования налоговой системы должны быть положены следующие основные принципы: справедливость, сбалансированность, стабильность и предсказуемость, соответствие интересам общества и экономики», – отметили в Госдуме.
При этом необходимо сохранить основные фундаментальные принципы действующей налоговой системы, доказавшие свою эффективность, включая презумпцию невиновности налогоплательщика, прямое действие налогового закона и другие, добавили там.
Основные резервы дополнительных доходов предлагается искать преимущественно путем корректировки ставок прямых, а не косвенных налогов. Так, повышение ставок налога на добавленную стоимость скажется на уровне инфляции и, прежде всего, на наименее обеспеченных категориях граждан, говорится в сообщении.
«Ориентиром в изменении основных параметров налоговой системы должен стать не столько дополнительный объем поступлений доходов бюджетной системы Российской Федерации, сколько достижение цели сокращения неравенства как в обществе, так и в социально-экономическом развитии регионов. Кроме того, необходимо обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки и усилить стимулирующую функцию налоговой системы», – отмечено в рекомендациях.
В основу предстоящего совершенствования налоговой системы должны быть положены следующие основные принципы: справедливость, сбалансированность, стабильность и предсказуемость, соответствие интересам общества и экономики. При этом необходимо сохранить основные фундаментальные принципы действующей налоговой системы, доказавшие свою эффективность, включая презумпцию невиновности налогоплательщика, прямое действие налогового закона и другие.
В отношении налога на доходы физических лиц предлагается рассмотреть целесообразность введения многоступенчатой шкалы, предусматривающей разумную прогрессию, чтобы налоговая система РФ оставалась конкурентоспособной. При этом повышение нагрузки по НДФЛ не должно коснуться большинства граждан.
Должна быть предусмотрена дополнительная поддержка наиболее нуждающихся в государственной поддержке граждан, прежде всего семей с детьми, в том числе путем увеличения стандартных вычетов и введения новых вычетов для многодетных семей, введение налоговых вычетов для людей, которые регулярно проходят диспансеризацию и успешно сдают нормативы ГТО.
Предлагаемое повышение НДФЛ не должно коснуться доходов участников специальной военной операции.
В отношении налога на прибыль организаций рекомендуется распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные доходы. При этом необходимо одновременно предусмотреть меры налоговой поддержки по стимулированию бизнеса, который вкладывает средства в развитие, расширение производства, новые технологии, свою страну, те регионы, где они получают прибыль, на социальную поддержку и благосостояние граждан.
Также необходимо ввести продление действия инструмента инвестиционного налогового вычета, совершенствование его механизма и распространение на федеральную часть налога на прибыль организаций для повышения заинтересованности у инвесторов и регионов, применение повышающих коэффициентов к базе для расчета амортизации и повышение коэффициента по расходам на НИОКР в высокотехнологичных отраслях. Изменения должны предусматривать сохранение стабильных и предсказуемых условий для реализации долгосрочных инвестиционных проектов (СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР).
В отношении упрощенной системы налогообложения (УСН) предлагается для смягчения последствий резкого перехода с УСН на ОСН («плавный переход») рассмотреть применение механизма, предусматривающего признание плательщиков УСН с суммами годового дохода более 60 млн руб. налогоплательщиками НДС (по аналогии с механизмом, реализованным в отношении плательщиков единого сельскохозяйственного налога с указанной суммой годового дохода) с возможным повышением предельного уровня объема выручки. При этом изменения УСН не должны коснуться подавляющего большинства налогоплательщиков.
Предусмотрена амнистия по «дроблению» для тех налогоплательщиков, кто готов начать работать «в белую» и отказаться от схем дробления бизнеса, должна применяться в автоматическом порядке и не приводить к увеличению административной нагрузки. Введение «плавного перехода» и амнистия «по дроблению» должны рассматриваться в одном законопроекте.
В качестве резервов для дополнительных источников налоговых доходов бюджетной системы планируется рассмотреть устранение пробелов и «лазеек» в налоговом законодательстве для исключения возможностей ухода от уплаты налогов, усиление платежной дисциплины, закрепление за муниципалитетами дополнительного доходного источника в виде туристического сбора с включением новой главы в Налоговый кодекс Российской Федерации, повышение налоговой нагрузки на дорогостоящее имущество и земельные участки.
Ранее Володин заявил, что налоговая система России должна быть предсказуема и стабильна.