Компания VK намерена передать «Яндексу» сервис по доставке еды Delivery Club в рамках сделки по приобретению платформ «Дзен» и «Новости», которая может стать крупнейшей по масштабу в российском IT. Отмечается, что «Яндекс» откажется от новостного агрегатора и намерена развивать ya.ru в качестве новой главной страницы поисковой системы, в то время как бывшая медийная главная страница «Яндекса» станет порталом dzen.ru и перейдет под управление холдинга VK.
«Яндекс» и так был мощным игроком (в сфере доставки еды, – прим. ВЗГЛЯД), а сейчас станет в два раза более мощным. Тем не менее остается еще российский сервис по экспресс-доставке «Самокат» и другие компании, поэтому очень сложно будет обвинить «Яндекс» в монополизме. Но то, что ему будет принадлежать очень серьезный сегмент, – да», – рассуждает Клименко.
Кроме того, замечает Клименко, благодаря данной сделке каждая компания начнет заниматься «своим делом». У «Яндекса» хорошо получаются сервисы, или тот же самый агрегатор такси, которые хорошо интегрированы с доставкой. Также компания избавляется, по мнению собеседника, от актива, на котором она ничего не зарабатывала, но получала сплошные репетиционные издержки – «Яндекс. Новости». В свою очередь VK как сборник соцсетей и мессенджеров VK двигается в правильном направлении и приобретает «Дзен» и «Новости».
В то же время конгломерат Сбер в перспективе может сгруппировать активы для продажи, став обычным банком без всякого стремления к интернету, высказал предположение Клименко.
«В свое время появилась иллюзия, что можно сделать совместные проекты. Тогда Сбер затянул в свои крепкие руки и «Яндекс», после чего они тяжело выходили из истории с Маркетом, и VK. Я бы сказал, что здесь наиболее интересна история того, что компаниям окончательно удалось вырваться из плотных объятий Сбера. Понадобится VK когда-нибудь доставка – сделают. Мы наблюдаем процесс, в котором, на мой взгляд, все у всех равновесно», – рассуждает эксперт.
Также он обращает внимание на то, что стремление «Яндекса» развивать ya.ru в качестве новой главной страницы поисковой системы не говорит о доминировании телефонного и планшетного трафика. По его мнению, это изменение нужно исключительно для того, чтобы уйти от старых названий. При этом он не исключает, что таким образом идет подготовка к разделению, связанная с тем, что в начале июня этого года основать компании Аркадий Волож покинул совет директоров и пост гендиректора группы «Яндекс».
Данная сделка может подтолкнуть и другие российские компании к трансформации, полагает эксперт. «Очевидно, что должно идти укрупнение, объединение. Это с одной стороны хорошо, а с другой – плохо. Причем плохо для мелких игроков. А хорошо для пользователей, потому что чем игроки крупнее, тем щедрее. Главное, чтобы дело не доходило до полной монополизации, потому что она всегда приводит к росту стоимости услуг. Ничего плохого в целом я не вижу, это естественные процессы», – заключил Клименко.
Ранее журналист и блогер Максим Кононенко в беседе с газетой ВЗГЛЯД рассказал, что «Яндексу» выгодна продажа сервисов «Яндекс. Новости» и «Яндекс. Дзен», поскольку сама компания – голландская, а сервисы – агрегаторы российских новостей. Крупные иностранные инвесторы уверены, что эти новости – «неправильные», в связи с чем было принято решение продать сервисы холдингу VK.